Даша Жукова: из it-girls в art

– Что вы помните о России?

– Я ходила в музеи и театры, помню, была в цирке. У меня было счастливое независимое детство. В Москве тогда было безопасно, поэтому у меня было море свободы. Я могла спокойно прокатиться на метро через весь город, даже в восемь лет.

Но общество тогда еще было очень закрытым. Поскольку Даша хорошо помнит свою страну за «железным занавесом», она не была удивлена реакцией на свой «Гараж». Она признается, что русские после 45 лет в большинстве своем люди несовременные. «Насколько я понимаю, они из советских времен. Искусство там было красивым, красочным. Оно иногда вызывало грустные эмоции, но всегда было очень приятным для глаз. А вот более молодым то, что я сделала, понравилось».

– Современное искусство вполне отвечает требованиям города. Я рада, что «Гараж» работает уже год и сейчас принимает Третью московскую биеннале. Я считаю, что биеннале может быть слишком сложной для рядовых граждан, а Москва – это город, который сейчас очень интересуется современным искусством. Это шоу великолепно, и оно очень доступно. Мы пытаемся донести современное искусство в массы. У нас получается. В прошлый уик-энд к нам пришло 10 000 человек.

Идеальный художник для галереи – это Ричард Серра, нейтральный и монументальный, но полы в «Гараже» недостаточно прочные, чтобы выдержать его стальные конструкции.

– Это дорого стоит?

– Конечно, это требует денег. У нас, например, есть программы для детей. Мы даем уроки, начиная с рисования и заканчивая теорией искусства, за это нужно платить, но совсем немного. Эта программа сама себя окупает. Она не приносит доход, но и не требует вложений. Такую же схему мы стараемся применить и ко всем нашим проектам. Мы пытаемся быть целесообразными.

Даша Жукова
Даша Жукова
Даша Жукова с братом
Даша Жукова с братом

Несмотря на прошлый дизайнерский опыт (на марку Дарья больше не работает) и свои попытки изучить натуропатию («Мне это все еще интересно»), Даша признается, что нашла свою стезю: «Я хочу работать в искусстве всю жизнь».

Миранда Сойер: «В Даше есть какая-то неуловимая легкость. Я видела ее фотографии с вечеринок, на которых она ведет себя по-детски, обнимается, целуется с гостями. К тому же она по-калифорнийски вежлива. Она выросла в атмосфере, где быть богатой и красивой – это часть хороших манер. У нее всегда есть свое мнение, неважно, разбирается она в чем-то или нет.

– Достаточно ли вы квалифицированы для всего этого?

– Я не думаю, что я должна знать об искусстве все, – фыркает она. – Я много путешествую, и все это уже составляет необходимый опыт. Я видела много выставок. Сейчас я смотрю на все это с разных точек зрения, не только как на искусство: организация, каталоги, стены, все аспекты. Понимание приходит ко мне само собой, я думаю, как бы все это смотрелось в «Гараже». Совсем не нужно знать каждую дату и помнить все имена. Я бы хотела быть куратором, но в будущем. У меня есть цель, которой я хочу добиться, и пока какие-то пробелы в знаниях не были для меня проблемой.

– Как насчет ее собственной коллекции?

– Я пока сохраню это в тайне. Собираю глупые, смешные и непонятные вещи.