Шифр Margiela

Обведенная четверка на бирке обозначает «классическую» линию, появившуюся после ухода Марджелы с поста дизайнера Hermès (было и такое в его биографии). Здесь традиционного кроя одежда, как правило, из очень дорогих, высококачественных материалов. Аксессуары — кошельки, сумки, брелоки и украшения — продаются под цифрой 11. Женская обувь идет под цифрой 22. Самая демократичная — шестая линия: в основном базовые вещи, в том числе свитера и футболки, которые чудесным образом идеально подходят к любой фигуре.

Туфелька со «спиленным» каблуком.
Туфелька со «спиленным» каблуком.
Браслет, похожий на техническую деталь
Браслет, похожий на техническую деталь

Собственной персоной дизайнер поклонников не отвлекает. Стоит попросить об интервью или о комментариях, неизменно получаешь ответ, начинающийся со слов: «Мы, Дом моды Мартина Марджелы, считаем то-то и то-то…» Показы у него тоже странные: то выкатит одежду на вешалках, то выставит ее в музейных витринах или на старинных манекенах. Никогда он не брал на свой показ профессиональных моделей — только обычных женщин с обычными фигурами и совсем уж немодельными лицами. И никогда никакой рекламы. Принципиально.

Так выглядит мастерская дизайнера и почти так же выглядит большинство его магазинов.
Так выглядит мастерская дизайнера и почти так же выглядит большинство его магазинов.

Может быть, этого странного дизайнера не волнует коммерческий успех? Может быть. Однако если раньше обнаружить его вещи удавалось только в небольших магазинчиках, рассеянных по Европе, то теперь они продаются по соседству с самыми раскрученными марками в крупных универмагах. Для последних закупать Maison Martin Margiela стало чуть ли не делом чести.

«Трехстворчатый» разборный кошелек.
«Трехстворчатый» разборный кошелек.

Звезды «Марджелу» вроде тоже не носили до недавнего времени, во всяком случае публично об этом не заявляли. Но на последний Каннский фестиваль актриса Азия Ардженто привезла целый гардероб вещей от Мартина Марджелы. А еще недавно Николя Гескьер, дизайнер Дома Balenciaga, не сдержался и признался, что носит почти исключительно одежду Margiela. Мало того, он даже утверждал, что видел самого Марджелу: во Франции, в провинции, на автобусной остановке, в плаще и шляпе. « Я сразу понял, что это он», — взволнованно говорил Гескьер в одном из интервью.

Похоже, наступают новые времена. Искусство перестало принадлежать узкому кругу людей, оно пошло в массы, в данном случае — в модные массы. Все хотят говорить об искусстве, заниматься искусством, покупать и продавать искусство. А теперь искусство можно еще носить. Вещи Мартина Марджелы — как раз и есть те самые произведения искусства. И, как ни странно, эти вещи неизменно актуальны: в любой сезон, в любом месте и в любом кругу. Как истинное искусство — вне времени, вне границ.