Сезон охоты

Именно приятные мелочи делают жизнь по-настоящему прекрасной. В их число, безусловно, входят зимние и летние распродажи. Оксана РАДУГА выяснила, что они не только позволяют уложиться в рамки бюджета, но и обладают психотерапевтическим действием.

КОМУ ЛЕГЧЕ ЖИВЕТСЯ — ПРОДАВЦУ ИЛИ ПОКУПАТЕЛЮ?

Многих из нас мучает вопрос: надо ли стесняться покупок, сделанных на распродажах? Приобретая вещь во время сейла, не все могут после признаться в этом во всеуслышание. А зря. Европейский «средний класс» обновки старается покупать именно на рождественских или летних распродажах. Во Франции, например, за 5 недель сейла реализуется до 50 процентов всех товаров, продаваемых за год. И огромные очереди в первый день распродаж у дверей бутиков на Виа Монтенаполеоне в Милане — нормальное явление.

Закоренелые шопоголики, увидев в бутике «свою» вещь, в мыслях уже ни за что не расстанутся с ней. Но устрашающие цифры на ценнике заставят их терпеливо дожидаться сейла. Вожделенное снижение цен, как правило, начинается 15-го числа второго месяца лета или зимы. Витрины украшают заветные цифры — 15, 20, 30, 40. Лучше всего, конечно, 50! Кстати, согласно закону о правах потребителей вы вправе запросить в магазине информацию о старте сейла как минимум за 5 дней, и менеджеры должны вам ее предоставить. В магазинах, работающих по системе франчайзинга (Mango, MEXX, Benetton, Sisley), все вопросы, касающиеся сейла, обычно решаются в головном европейском офисе, поэтому отношение к распродажам там самое серьезное, поддерживающее имидж компании во всем мире. Здесь вам и обе цифры на ценниках (чтобы клиент не ломал голову, отнимая 40 процентов от, к примеру, 2 999 рублей), и скидки порой столь внушительные, что российские управленцы недовольны.

Продать залежалый товар выгоднее, нежели терпеть убытки или забивать стоком (англ. stock — запас) склад. Правда, некоторые концептуальные брэнды могут позволить себе скорее сжечь (!) нереализованные запасы, нежели отправить их на уценку. К таковым, например, относится Yojhi Yamamoto. В лучшем случае вещи из прошлых коллекций отправятся на сверхсекретную распродажу для стилистов или журналистов.

КАЧЕСТВО И КЛАССИКА: ВНЕ ЗОНЫ СЕЙЛА

Главный объект распродаж — вещи с коротким «жизненным циклом», то есть особо популярные в текущем сезоне, те, которые выйдут из моды через год-два. Вы вряд ли увидите витрины, пестрящие знаками сейла, в магазине дорогих мужских костюмов: в этом сегменте дизайн не претерпевает особых изменений много сезонов подряд. Если хозяева вдруг сделают широкий жест, то потеряют постоянных покупателей, так как их эксклюзивную продукцию будет в состоянии приобрести человек, стоящий на социальной лестнице много ниже.