Еще раз о дресс-коде

Дресс-код иногда сравнивают со школьной формой. С одной стороны, совсем не хочется каждое утро вливаться в серую массу клерков в костюмах и белых рубашках, а с другой - так ли уместна наша яркая индивидуальность на работе?

Известен случай, когда сотрудница одной американской юридической компании, 36-летняя Максин Келли, была уволена за то, что посчитала инструкцию по внешнему виду на работе дискриминацией. Возмутивший женщину документ гласил: «На заметку сотрудницам компании. Пожалуйста, избегайте надевать на работу следующие вещи: слишком откровенные платья и юбки. Мини. Топы с открытым животом. Низко сидящие брюки. Обтягивающие фигуру юбки, блузки и брюки. Все прозрачное. Всегда носите лифчик».

В данном случае попытка отстоять свой гардероб повлекла кардинальные меры со стороны работодателя. С другой стороны, подобные документы наводят на вполне резонную мысль: а что носить? Чтобы не вызывать раздражения, дресс-код, прописанный или негласный, должен быть понятен сотрудникам организации, а диктуемые им ограничения разумно обоснованы.

Дресс-код как элемент корпоративной культуры

Термин «дресс-код» возник в Великобритании и сегодня используется во всем мире для обозначения определенного предписанного стиля в одежде. Во многих западных организациях дресс-код является неотъемлемой частью корпоративной культуры, влияющей на имидж компании в целом.

Для зарубежных компаний уже стало нормой письменное закрепление «офисной моды» в уставе фирмы, либо в трудовых договорах работников. Об особенностях дресс-кода работодатели в таких случаях должны предупреждать потенциального сотрудника еще на этапе собеседования. В некоторых западных и отечественных компаниях строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу допускается более свободных стиль одежды — так называемые Casual Fridays.

Однако в крупных глобальных корпорациях требования бывают очень жесткими. Приемлемая для работы одежда прописана досконально, вплоть до процента содержания искусственных материалов в ткани. Например, в штаб-квартире ООН сотрудницу на вполне законных основаниях могут с порога развернуть домой переодеть колготки на более удачные по тону, причем за счет ее рабочего времени. Впрочем, подобные организации, как правило, компенсируют строгие корпоративные правила высокими зарплатами, отличными соцпакетами, хорошими условиями труда и дорогими кондиционерами, позволяющими даже летним днем чувствовать себя комфортно в костюме с длинным рукавом.

Немного формализма

Если ваша работа предполагает общение с клиентами, проведение переговоров с партнерами, презентации и любые другие функции, связанные с представлением вашей компании во внешней среде, то независимо от того, требует ли от вас руководство соблюдения дресс-кода или нет, старайтесь придерживаться следующих ограничений в одежде.

Для женщин, конечно, идеально подойдут элегантные костюмы, причем как с юбкой, так и с брюками. Допустимы сдержанные аксессуары и немногочисленные украшения (лучше золотые, чем бижутерия). Костюм можно носить с блузками или тонкими джемперами, а также не сильно декольтированными топами. Белая блузка по-прежнему остается беспроигрышной классикой.

Впрочем, для тех дам, которые не являются поклонницами костюмов, а работа предполагает деловой стиль, подойдут просто брюки или строгие юбки не выше колена спокойных цветов с тонкими свитерами или блузками.

Если костюм не является строго обязательным требованием, то можно разнообразить гардероб джемперами спокойных цветов, включая черный. Свитера лучше подбирать однотонные, в крайнем случае — с минимальным рисунком в тон. Избежать «скуки» поможет выбор натуральных тканей и оригинальной вязки. Исключены: яркие цвета, агрессивные геометрические рисунки и синтетические материалы.

Если же вы не являетесь «лицом» своей фирмы, и руководство не выдвигает никаких особенных требований к вашему внешнему виду, то можно позволить себе и больше фантазии в выборе ежедневного наряда. Однако не стоит забывать, что офис — это все-таки не ночной клуб, не пляж и не спортзал. Все хорошо к месту, ко времени и со вкусом. Последнее — пожалуй, главное требование в случае, если дресс-код в вашей компании фактически равен его полному отсутствию.