Фото

Женщины должны менять платья три раза в день

Для светской дамы неприлично ходить в одном наряде, считали сто лет назад в Петербурге.

Платье для завтрака, для прогулки и в дорогу, а еще вечернее и отдельно бальное. Если бы светская львица начала двадцатого века отправлялась на новогодние каникулы даже в самое короткое путешествие, проще было бы поставить шкаф на колесики, чем упаковывать все необходимые наряды в чемодан.

По правилам столетней давности, проходить в одном и том же платье целый день, крайне не рекомендовалось. Перед носом такой дамочки могли бы захлопнуться двери всех приличных домов Петербурга. О моде и правилах Woman’s Day узнал на выставке в музее-заповеднике «Петергоф». Там выставили более 70 костюмов из собрания петербургского коллекционера Натальи Костригиной.

Летом 1896 года в Тронном зале Большого Петергофского дворца один из братьев Люмьер демонстрировал «синематограф» императору Николаю II и приближенным Двора. Звезды немого кино – утонченная и изысканная Вера Холодная, роковая красавица Вера Каралли, нежная и трогательная Софья Гославская быстро стали иконами стиля. Петербургские красавицы тут же бросились шить платья «как у актрис», которые, кстати, для съемок использовали вещи из собственного гардероба.

«Такие платья могли носить императрица и ее дочери, представительницы известных фамилий, – объяснила Woman’s Day Наталья Костригина. – Два платья я приобрела у потомка состоятельной интеллигентной семьи, обрусевших немцев. Наряды принадлежали художнице Оттилии Гаген-Торн, муж которой Роберт Гаген-Торн был доктором медицины».

Размер женской одежды в течение жизни меняется 31 раз
Подробнее

Светская дама Петербурга того времени – женщина элегантная, одетая с особым шиком. Она должна была менять туалеты несколько раз в день. И для каждого случая полагался свой: утренние и домашние платья, визитные платья, дорожные костюмы, вечерние и бальные платья. За переодеванием мог незаметно пройти весь день!

Вот платье из черного кружева и газа, отделанное вышивкой стеклярусом и блестками. Изысканный фасон призван подчеркнуть изящество и хрупкость его обладательницы. Его вполне могла бы носить одна из героинь немого кино. Но такой наряд был бы к месту и, допустим, на церемонии вручения премии «Оскар»: достаточно лишь немного модернизировать наряд – убрать рукава, воротник-стойку и немного приоткрыть грудь.

Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Платья с вышивкой искусственным жемчугом, бисером или стеклярусом в стиле неогрек с завышенной подчеркнутой талией, узкой юбкой и рукавом три четверти вполне могут носить и наши современницы, – уверена куратор выставки, хранитель костюма музея-заповедника «Петергоф» Марина Казнакова. – Актуален и воротник-стойка, очень популярный на визитных платьях светских дам Серебряного века. Рукав кимоно, прямой, свободный силуэт – все это модно и в наши дни».

А вот верхняя одежда за 120 лет претерпела серьезные изменения. Дама XIX века знала, чем отличается тальма (широкий плащ без рукавов) от сорти-де-баль (кружевная или бархатная бальная накидка без рукавов) или ротонды (широкая длинная накидка со стоячим воротником). В обиходе наших современниц нет ни этих слов, ни предметов гардероба. Женщина XXI века скорее накинет пончо, пришедшее к нам из Латинской Америки и обретшее популярность в эпоху хиппи. Но в таком «пальто» на светский раут уже не отправишься.

«Популярность разнообразных пелерин, тальм, сорти-де-баль, выполненных из дорогих тканей, была вызвана особенностями покроя платьев. Пышные рукава-жиго, бывшие в моде в 1890-е годы, требовали соответственной верхней одежды», – пояснила Марина Казнакова.

Выставка работает до 26 марта 2017 года.

Ваше идеальное платье
Модные тренды: платье-мешок
Подробнее