Фото

Как в России возрождают искусство вышивки: история Russmotive

Russmotive – это новый бренд, специализирующийся на вещах с ручной вышивкой. «В сегодняшнем мире вещи перестали приносить удовольствие, главное – вещь непременно заполучить. Умонастроение «попользовал – выбросил» всего касается. Мне жалко, я ценю красоту. Каждое наше изделие можно назвать произведением искусства по вложенному количеству ручного труда, предварительных исследование и разработок. И оно не выйдет из моды ни через год, ни через пять-десять лет», – рассказывает основатель бренда Юлия Журавлева.

— Бренд как предприятие существует полтора года. Все возникло не случайно, это длительный труд. То, что вы сегодня видите, результат 13 лет предыдущей работы.

Я искусствовед по образованию, это обширная область знаний, в которую входит история костюма и образа жизни человека – как и то, и другое менялось в течение многих веков. Вышивка – одно из направлений моего изучения. Я закончила Академию художеств Ильи Сергеевича Глазунова, где получила серьезное классическое образование и стала заниматься дизайном интерьера. Для меня это был естественный шаг для того, чтобы все полученные знания претворить в жизнь. Как сегодня создается современная среда человека, каким образом сочетать современный комфорт и функциональность с антикварными предметами – моя любимая тема. Для меня прошлое в смысле культуры и искусства имеет большое значение. При этом я люблю удобство и комфорт, которые нам предоставляет современная жизнь, новшества в науке и технике. Но мы не имеем права выкидывать прошлое. Нельзя построить что-то прекрасное в воздухе, без опор.

Ксения Князева: «Не хочу рубить деньги за полиэстер»
Подробнее

Так вот, в своих проектах для заказчиков я часто собирала антиквариат. Знакомилась и общалась с дилерами в Амстердаме, Париже. И сама долгое время коллекционировала предметы женского костюма, бижутерию, шляпки, сумочки, нижнее белье. Такие отголоски прошлого. Всегда считала, что одежда – тоже искусство. Как живопись, скульптура, архитектура, не менее того. Раньше все предметы изготавливались вручную, человек очень внимательно относился ко всем окружающим его предметам, уделяя огромное значение качеству, украшению, материалу. Это как раз то, что сегодня мы себя не всегда можем позволить.

Как декоратор я столкнулась с тем, что всегда, когда своим клиентам предлагала вышивку на шторах, покрывалах, столовом белье, найти эти предметы в продаже было сложно. Поэтому многие заказы по вышивке изготавливались по моим эскизам и моими мастерами. Долгие архивные поиски и музейные исследования привели меня к написанию книги «История европейской и русской сервировки стола». Опять же понимаю, что удобно использовать бумажные салфетки, быстро использовать и побежать дальше, но иногда так важно на праздник пригласить друзей, семью, накрыть стол по-настоящему. Вещи с историей должны быть в нашей жизни.

Так постепенно вышивка стала моим основным делом, и сегодня предметы декора интерьера занимают лишь небольшую часть. Увлечение модой и историей костюма, изучение старинных традиционных народных ремесел, коллекционирование кружева, пуговиц привели меня к созданию моей коллекции женского платья. Я просто сделала несколько платьев. Решила: у меня есть достаточный багаж знаний и опыта, есть цель – создавать прекрасное. Вот я и сделала то, что считаю прекрасным. Свои изделия стала показывать в «Инстаграме», появились клиенты и много работы.

Дорогая редакция: все, что мы любим этой осенью
Подробнее

Мои коллекции делятся на два направления: орнаменты и вдохновение, которые я черпаю из допетровской эпохи, и Россия императорская. Они абсолютно разные под духу, по подходу, по образу жизни, по мировоззрению эпохи и тем более интересные для меня. Да, каждое наше изделие можно назвать произведением искусства по вложенному количеству ручного труда, предварительных исследование и разработок. Но я не зацикливаюсь на том, что это – предмет искусства и его надо надевать только на выход. Те же платья с золотой вышивкой можно надеть с каблуком и поясом, а можно – как плащ на джинсы и майку на каждый день. Для меня очень важно, чтобы женщины относились к нашим вещам трепетно, с любовью (как и мы!), но в то же время чувствовали себя удобно, свободно и современно.

У нас не художественная мастерская, а организованная маленькая компания, которая живет по законам бизнеса, а значит, доходности. Мы большое внимание уделяем не только изучению прошлых эпох и поиску исторических документов. Модные тенденции отслеживаются нами очень живо, это не значит, что мы тут же пытаемся им следовать. Для меня важнее всего уловить дух сегодняшнего времени и показать переосмысленное по-своему. Так создается стиль нашего бренда.

Часть наших изделий (линия Pret-a-Porte) моделируются таким образом, что подходят практически всем. То есть это модель, которую могут надеть девушка и женщина любого возраста и комплекции, и ей будет хорошо. Линия Haute Couture – это очень индивидуальная история, где требуется посадка на фигуру, разработка и создание уникального рисунка под вышивку, постоянное общение с заказчиком. Работа над таким изделием может занимать несколько месяцев.

Как я вижу наше будущее? Автоматизация производства исключена, иначе я потеряю свою уникальность. Да, мы работаем на машинках – это ручная механизированная вышивка, но пяльца направляет мастерица и точность вливания цветового зависит от ее глазомера, золотых рук и чуткости душевной. Да, даже так! Этому нужно учиться не год, и не два, только после пяти лет можно доверить серьезную работу.

Сейчас создается автоматизированное поточное производство, а ремесло уходит. Мирской обывательской одежды с ручной вышивкой практически не существует. Музейные коллекции сильно пострадали, единственными хранителями остались монастыри. Во всех странах так, в Италии, во Франции та же история. Причина одна – сегодня очень дорого производить ручные вещи. И в наше время люди не готовы платить. Работать на удешевление предмета бессмысленно. Я никогда не смогу соперничать с потоком. Думаю, есть смысл оставаться в капсульных вещах. Да, они дорогие, и не каждый может себе позволить. Раньше переживала по этому поводу, но потом поняла: картину Тициана тоже не каждый может себе позволить. У меня много клиенток, которые не покупают много. Они решают: хочу иметь вот это платье. Я женщина, я достойна. Но буду носить его не один год – оно не выйдет из моды ни через год, ни через пять-десять лет.

Для достижения успеха своей деятельности считаю очень важным образовывать заказчика в нашем ремесле. Вышивку еще называют «живописью иглой», когда цветовые оттенки ниток друг в друга перетекают, как в живописи старых мастеров. Это выполнить очень сложно, и ни одна машина на такое не способна. И я понимаю, какой колоссальный труд вложен в эти сложнейшие переходы, швы, стежки. И человеку нужно показать, в чем ценность таких изделий, рассказать о том, что, покупая наши платья, он не просто тратит деньги на модную вещь в этом сезоне, а инвестирует деньги в произведение искусства. Современному человеку не хватает времени думать и размышлять.

Все искусство, которое существовало раньше, было основано на мысли. Чтобы понять красоту вещи, нужно было знать, что это. Например, раньше живопись никогда не основывалась на цвете. В общем-то вся история искусства коричневая (смеется). Цвет в ХХ веке появился. Пришли импрессионисты и показали нам, что все на самом деле не коричневое, а синенькое. И человеческое мышление сегодня и в декоре интерьера, и в одежде реагирует на цвет или на отдельный предмет. Раньше, когда оформляли интерьер, цвет не имел никакого значения. Имели значение сам материал и то, с какой целью это создается. В эпоху Возрождения основная цель украшения интерьера – учить, вдохновлять (ну и показать богатство и положение хозяина, конечно). Если ты заходишь в столовую, то у тебя на стенах росписи, как и где твоя семья воевала век назад. И мальчик рос со знанием истории своей семьи и страны. Это нагрузка интерьера. Так и костюм служил не только подтверждением твоего статуса, но в костюме женщины можно было увидеть ее предпочтения, увлечения, характер благодаря тонкой игре украшений, цвета, вышивки.

Чем обновить гардероб осенью: 10 модных вещей
Подробнее
Российский дизайнер перенесла на одежду Петербург
Подробнее

В сегодняшнем мире вещи перестали приносить удовольствие, главное – вещь непременно заполучить. Я очень хорошо понимаю людей, которые одеваются в «Макдональдсе» – так называю предметы быстрого потребления. Это нормально и удобно. Но считаю, что женщина должна позволять себе иметь в гардеробе и другого уровня вещи. И обязательно девочек в этом смысле воспитывать. Например, все девчонки нашего класса умели шить, вышивать и вязать. Для меня это норма. А сейчас когда спрашиваю, слышу в ответ: «А зачем?» Но если ты не знаешь, как оно должно быть, то кидаешься на вещи плохого качества и перестаешь понимать, за что платишь деньги. Это вещи, которые мы выкидываем ежесезонно. Умонастроение «попользовал – выбросил» всего касается. Мне жалко, я ценю красоту. Так можно и к произведениям искусства относиться: «А зачем нам нужна живопись? Она же ничего не дает». Это страшно! Вот я выступаю за то, чтобы эти ценности в мире не пропали. Моя глобальная цель – открыть школу вышивальщиц. Да, и думаем выходить на западный рынок. Не представляете, как на наши платья реагируют иностранцы!