Замужем или нет? Как по одежде понять социальный статус девушки

В эти выходные все внимание в Краснодаре приковано к искусству – с 21 по 22 мая пройдет «Ночь музеев», а 22 мая будет необычный стилизованный бал «Под маской Шекспира». Вот мы и задумались: каково приходилось модницам в Средние века?

Центр светской культуры существует в Краснодаре уже 10 лет и пользуется большой популярностью – стилизованные мероприятия, балы и встречи участников, одетых в модные старинные наряды разных эпох, собирают залы, а потом долго и восторженно обсуждаются! Всем интересно посмотреть, как же выглядела прекрасная дама той романтичной поры.

Вместе с организаторами бала «Под маской Шекспира» – руководителем Центра светской культуры «Король-Солнце» Дарьей Прыгуновой и помощником руководителя Анастасией Волкодав, мы нашли 10 невероятных фактов об европейской моде XIII–XVII веков.

На девушке должно быть два платья. Обязательно!

Правильный наряд средневековой девушки – будь то служанка или герцогиня – обязательно состоял из двух платьев: нижнего, нательного – «камизы», которое обеспечивало также чистоту и гигиеничность, доходила до щиколотки. В период позднего Средневековья, как раз во времени Шекспира, крой камизы усложнился, линии стали более плавными, форма – приближенной к фигуре. Состоятельные дамы носили камизы, расшитые шелком.

Кстати, мужчины тоже носили камизы в обязательном порядке, но не такие длинные – до середины бедра. Назывались они «котт».

А верхнее платье называлось «сюрко», его отделка, материал, украшения зависели от сословия девушки.

Платье подпоясывалось, на ногах были теплые чулки, мягкие сапожки. В холодное время – плащ. Отсутствие чего-либо из этой обязательной программы говорило о лишениях, нищете, болезни или сумасбродстве, например.

Средневековым красавицам так не хватало молний!

Технически платья раннего Средневековья, те же самые камиза и сюрко, были легконадеваемыми и легко носимыми, поскольку имели свободный крой. Да и ткани использовались натуральные – тонкая шерсть, лен, хлопок.

Внешне напоминали туники, но длинные, до пят. Но некоторые сложности в ношении одежды, конечно, имелись. Проблемным скорее был не весь многослойный костюм (мы ведь тоже носим рубашку и жакет, например), а отсутствие удобных застежек, молний, удобного кроя, кармашков, комфортного нижнего белья.

Мужчины-модники носили две шляпы

Звучит странно, правда? Щегольство европейцев раннего Средневековья выражалось в деталях – девушки всех сословий носили платья со сменными расшитыми рукавами (чертовски модная деталь, кстати, еще и потому, что быстро изнашивалась и не каждый ей мог похвастаться). Или так же выражалось в очень длинных полотнищах рукавов, отделке платья, форме головного убора.

А вот мужчины-модники могли иметь при себе аж две шляпы – одну на голове, одну за плечами.

Дам шнуровали до обмороков!

Позже, в XIII–XIV века, туника начинает прилегать к телу, шнуроваться по бокам. Одежду сложно, но можно надеть самостоятельно. Но повозиться, зашнуровывая ее, придется. У небогатых европеек ведь и выбора не было. Зато барышень «зашнуровывали» служанки. Да иногда так затягивали, что девушка не могла нормально дышать и могла упасть в обморок! А на балах такие случаи вообще не были редкостью – пламя свечей, непроветриваемые помещения, мало воздуха…

В этот период становятся модными узкие рукава, более-менее естественный силуэт. А позднее Средневековье в Европе – это уже корсет, широкая юбка, много подъюбников. На первый план выходит кринолин, который представлял собой плотную юбку, простеганную конским волосом.

Корсет «делал» талию в 33 см!

Еще позже, к XVI веку появляются корсеты со вставным бюском (специальным креплением, поддерживающим талию). Мода на него пошла из Италии. Он представлял собой сложную конструкцию из металла, дерева, слоновой кости и китового уса. Придворные дамы украшали их перьями, кружевом и вышивками. Вообще, стандарт красоты тогда – талия в 33 см (при нынешнем – в 60 см!) Представьте, как нелегко было средневековым девушкам, тут уж без корсета было не обойтись.

Само богатое платье знатной дамы обязательно включало драпированные юбки, модные широкие подолы. Настолько широкие, что сидеть в них было в принципе удобно, а вот ходить или делать шаг назад – уже нет.

Мужчинам тоже «повезло». В моду в качестве аксессуара входит специальный воротник – жесткая горгера (кстати, Шекспир на единственной его официальной гравюре – именно в ней). Жутко неудобная вещь, страшнее корсета! Горгеру сначала делали на жестком каркасе, который сдавливал горло, потом крахмалили и горячими щипцами фиксировали ткань, чтобы форма не терялась. Носили, разумеется, только богатые сословия. Крестьянам было запрещено появляться в таких аксессуарах.