Зеленые в моде!

Об экомоде сейчас не говорит только ленивый, но на деле оказывается, что мало кто внятно может объяснить ее суть. Тема эта давно стала общим местом, хотя требует исключительно конкретных примеров. Евгений Тихонович пытается разобраться в экологической одежде

экологическая одежда
экологическая одежда

Об экологичной моде написано уже очень много, и нет сомнений, что напишут еще больше. Хотя ее не причислишь к сезонной тенденции и социальной пропагандой тоже не назовешь. «Экомода» — это некое виртуальное настроение, тот самый случай, когда разговоров гораздо больше, чем дела — все равно что рассуждать о достоинствах соевого мяса, поедая кровавые стейки. Истинных «вегетарианцев» в сегодняшней индустрии найдется не так уж и много, и тотального «озеленения» в ближайшее время явно не произойдет. Объяснение простое: так называемые «экологичные» материалы зачастую уступают по носкости «неэкологичным», а если не уступают, то проигрывают по части внешнего вида.

При всем при этом сторонников «экомоды» становится все больше, многие из них действительно искренни, а многие попросту пускают пыль в глаза. Условно их можно разделить на несколько групп — по степени честности и активности позиции.

Защитники животных

Меховой принт – сомнительный компромисс между дизайнерами и зелеными.

Негласный лидер этой группы дизайнеров, конечно же, Стелла Маккартни. Свои «зеленые» убеждения Маккартни отстаивает настолько яростно и преданно, что тем самым не может не вызывать восхищения. Дизайнер категорически отказывается от использования натурального меха и кожи и призывает остальных поступать так же. Доходит до смешного: Маккартни внезапно обрушивается с критикой на руководство компании Adidas, уже долгое время работая на нее в качестве дизайнера модной линии Adidas by Stella McCartney. Поводом для недовольства послужило то, что Adidas использует кожу кенгуру в производстве спортивной обуви.

Giambattista Valli осень — зима 2008/09
Giambattista Valli осень — зима 2008/09
Dolce & Gabbana
осень — зима 2008/09
Dolce & Gabbana осень — зима 2008/09
Кенгуру, как известно, водятся в Австралии, и именно к этой стране у модных марок накопилось много претензий. Главным камнем преткновения стал так называемый мулезинг — это крайне жестокая и очень болезненная процедура снятия шкуры с живых овец, которую практикуют австралийские фермеры. Они срезают куски плоти с помощью ножниц, причиняя животным чудовищную боль, — все для того, чтобы предотвратить заражение кожи личинками мух. Против мулезинга недавно выступил немецкий бренд Hugo Boss, который пригрозил фермерам бойкотом, если те не откажутся от своего варварского метода до 2010 года. Ранее против мулезинга уже выступали компании Abercrombie & Fitch, Timberland и H&M.

Некоторые марки идут на компромисс с зелеными: с одной стороны, они не перестают использовать натуральную кожу, а с другой, отказываются от использования кожи редких или исчезающих видов животных. Например, британский Дом Mulberry недавно объявил о том, что перестает выпускать сумки и туфли из питона. А Джамбаттиста Валли и марка Dolce & Gabbana решили использовать «экологичные» меховые принты в коллекциях следующего сезона. Хотя в их случае это был, конечно, никакой не компромисс, а, скорее, нота сочувствия: польза малоощутима, зато всем приятно.

Псевдопереработчики

Некоторые марки утверждают, что перерабатывают промышленные отходы и делают из них одежду, ставя на бирки штамп recycle.

Issey Miyake,
осень — зима 2008/09
Issey Miyake, осень — зима 2008/09
Эта сумка итальянской марки Pibiones сделана из экологичной ткани. Во всяком случае, так утверждают ее создатели
Эта сумка итальянской марки Pibiones сделана из экологичной ткани. Во всяком случае, так утверждают ее создатели
В доме Issey Miyake сделали макеты «экологичных» платьев из упаковочной бумаги.

Так, например, поступает британская компания From Somewhere, которая создает смешные платьица из фабричных обрезков ткани или забракованных материалов. Идея замечательная, но не до конца честная. Ведь если разобраться до конца, то экологичной марку никак не назовешь – она, конечно, использует текстильные отходы, но ведь отходы эти должны каждый раз откуда-то взяться. Не с очередной ли свежей партии «неэкологичных» тканей? Воду мутят и некоторые известные магазины, которые выдают вещи, сделанные из текстильных отходов, за вещи recycle, хотя в строгом понимании recycle — это когда переработаны уже ранее использовавшиеся материалы.

Теоретики

Это те, кто хочет помочь, но пока не знает как и потому выдвигает теоретические модели. Например, японский Дом Issey Miyake в своем недавнем показе предложил «экологичные платья» из упаковочной бумаги, точнее, даже не платья, а их макеты. Идея в том, что они не наносят вреда окружающей среде, потому что вроде как не существуют на самом деле, присутствуя лишь в воображении дизайнера.

Платье From Somewhere из весенне-летней коллекции 2008 г.
Платье From Somewhere из весенне-летней коллекции 2008 г.
Вид на кафе Trussardi The Unexpected Garden с улицы
Вид на кафе Trussardi The Unexpected Garden с улицы

Под категорию теоретиков подпадают и те, кто строит всевозможные экобутики и экокафе. Например, итальянская компания Trussardi месяц назад открыла в Милане кафе The Unexpected Garden со стеклянной верандой, прямо на которой растет сочная зелень. Это разработка известного ботаника Патрика Блана, чьими услугами в последнее время стали активно пользоваться дизайнеры — Блан, например, уже успел поработать со Стеллой Маккартни. Как утверждают создатели The Unexpected Garden, газон, выращенный по такой технологии, оптимизирует теплоизоляцию домов и очищает воздух. Общественно значимая польза налицо, однако, как ни крути, проект имеет скорее локальное, нежели глобальное значение, и о широком практическом применении говорить тут пока не приходится.

Химзащита

Дизайнер марки Noir Питер Ингверсен на хлопковой плантации в Уганде
Дизайнер марки Noir Питер Ингверсен на хлопковой плантации в Уганде
В органическом хлопке модные дизайнеры видят не иначе как панацею

Целая категория дизайнеров ратует за использование органического хлопка — хлопка, выращенного без использования пестицидов и химических удобрений. По данным Всемирной организации здравоохранения, 20 тысяч человек ежегодно погибает от отравления пестицидами при выращивании хлопка традиционным способом, многие фермеры сводят счеты с жизнью из-за голода, вызванного убытками при закупке удобрений.

Дизайнер Кэтрин Хэмнетт
Дизайнер Кэтрин Хэмнетт
Норвежская марка FIN создает одежду из органического хлопка
Норвежская марка FIN создает одежду из органического хлопка

Органический хлопок, по мнению многих, — единственно правильное решение этой проблемы. Одним из пионеров по его внедрению стал культовый британский дизайнер Кэтрин Хэмнетт, которая в 80-х придумывала футболки с огромными слоганами политической направленности. Такие футболки, сделанные из органического хлопка, она выпускает и сейчас. Из него же шьет одежду, притом очень неплохую, норвежская марка FIN — ее поклонниками уже успели стать Кира Найтли и Кейт Босуорт. А датчанин Питер Ингверсен, дизайнер марки Noir, сегодня вообще развивает собственную компанию по производ-ству тканей из органического хлопка под названием Illuminati II с собственной плантацией в Уганде.

Остальные

Это самая большая категория дизайнеров, менеджеров компаний, журналистов и обывателей. В нее входят те, кто сопереживает проблемам экологии, те, кто не сопереживает, но делает вид, что сопереживает, и те, кому просто не о чем больше поговорить. Списывать со счетов их никак нельзя, ведь именно они, как ни странно, поднимают больше всего шума и выступают в роли сарафанного радио. А значит, не все потеряно.