О чем говорят наши украшения

Индийский браслет из слоновой кости, африканское ожерелье из раковин каури, аметистовые серьги XIX века, перстень с печаткой массивного золота... Нас они соблазняют, украшают, привлекают или отталкивают. И принимают на себя роль амулетов, хранителейпамяти и власти.

Как вы думаете, удобно ли ходить в хрустальных туфельках, ну скажем, по улице? Почему же тогда Золушка отправилась в них на бал, где нужно было много танцевать? Почему она не надела что-то более практичное? «В этом и состоит интересный нюанс, – говорит социальный психолог Юлия Федотова. – В сказке ничего не говорится о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой, и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее его стремление обратить внимание на себя». Простое платье превращается в сказочное, стоит к нему добавить блестящих аксессуаров, – именно этим приемом воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию бижутерии. «Это очень древняя и примитивная особенность нашего восприятия – очаровываться всем, что блестит, – продолжает Юлия Федо-това. – Причем мужчинам и женщинам это свойство присуще в равной степени».

Символы соблазна

«Оказаться на людях без своих любимых украшений – это все равно что выйти из дома ненадушенной, – уверяет 40-летняя Наталья, поигрывая крупными перстнями Pomellato. – Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению – как будто не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной». Крутить на пальце изящное кольцо, позвякивать массивными браслетами, демонстрируя тонкое запястье, покачивать длинными переливающимися серьгами или трогательно теребить золотую цепочку – все эти полуосознанные действия привлекают внимание к рукам, шее, лицу. И сигнализируют окружающим: «Я хочу привлекать».

Желание вызывать восхищение присуще нашим современникам в той же мере, что и нашим предкам.

Впрочем, как считает культуролог Ольга Вайнштейн, функция украшения этим не ограничивается: «Конечно, если украшение сочетается с эрогенной зоной – допустим, драгоценное колье в зоне декольте, – то оно выполняет и эротическую функцию. А если украшения расположены не на «участках желания», то они могут вовсе не иметь эротического значения. Усиление привлекательности для противоположного пола – не основное в использовании украшений. Они значат для нас гораздо больше».

Талисманы и обереги

Эти кристаллы
хранят информацию, важную для нас в символическом смысле.
Эти кристаллы хранят информацию, важную для нас в символическом смысле.

«Мы, подобно древним, верим, что украшение-талисман защитит нас от «злых духов», дурного стечения обстоятельств, – рассказывает Юлия Федотова. – Или что камешек с дырочкой – «куриный бог» – принесет счастье, а изображение скара-бея – удачу... Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией. Их сила – в нашей психологической установке, в магии символа, значения, которое мы ему придаем». Одна из идей относительно обереговой функции украшений принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу (Claude Levi-Strauss): по его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и «мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы, а украшения обеспечивают их защиту от неблагоприятных воздействий. «Украшения – для мужчин или для женщин – как правило, располагаются на узких частях тела: шее, кистях рук, талии, лодыжках, – развивает эту мысль Ольга Вайнштейн. – Само слово «аксессуары» происходит от английского access – доступ. И функция украшений и аксессуаров – это «регулировка доступа», обеспечение чувства защищенности. Поэтому исторически украшение – это покров и оберег. Хотя со временем эта функция стала восприниматься символически, как знак силы и власти».