О чем говорят наши украшения

Знаки власти

Браслеты «защищают» уязвимые запястья.
Браслеты «защищают» уязвимые запястья.

Украшения всегда указывают на социальный статус человека: метрдотель в дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего» клиента по запонкам, марке часов. И большинство ювелирных домов имеют свою собственную знаковую символику, на-пример: пантера Cartier, сердечко Tiffany, византийский крест Bvlgary. «Это назначение украшений имеет очень древние корни, в примитивных племенах так: у кого больше украшений, тот и вождь, – комментирует Юлия Федотова. – Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от племенного сообщества. У нас тоже есть свои «племена» – социальные группы, куда мы вхожи: семья, профес-сиональная среда, друзья или «клуб любителей чего-нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще современному человеку в той же степени, что и его предкам». «В советскую эпоху в идеологии моды господствовал постулат скромности: человек не должен был выделяться из толпы, – рассказывает Ольга Вайнштейн. – А украшения ассоциировались с буржуазным классом, от которого надо было дистанцироваться». Времена переменились, и одним из свидетельств перемен наряду с малиновыми пиджаками стали массивные золотые цепи и печатки на мужских руках. На смену такой грубой демонстрации силы и власти со временем приходят более цивилизованные ее формы. «В целом мужчины используют украшения реже, чем женщины, – замечает Ольга Вайнштейн, – для них большее значение имеют аксессуары: обувь, ремень, телефон, портфель, часы, галстук – они гораздо больше говорят и о статусе, и о финансовых возможностях. От этого больше зависит самооценка мужчины».

Воплощенные ценности

«Украшения имеют и чисто материальную (как эквивалент денег), и эстетическую ценность (как предмет искусства, антиквариат), – продолжает Юлия Федотова. – Дорогие украшения – своего рода защита от обесценивания денег». «Бриллианты – лучшие друзья девушки» – это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей избраннице драгоценности – своего рода «страховой депозит» для ее будущего.

Цена украшений не так важна, как символы, значения и смыслы, которыми мы их наделяем.

Чувства мужчины могут угаснуть – такими практическими соображениями объясняется изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно трижды во всеуслышание произнести «талак», и женщина обязана покинуть его дом в том, что на ней надето.

Свидетели чувств

Традиция обмениваться обручальными кольцами – очень древняя: во времена Античности верили, что через безымянный палец проходит артерия, ведущая к сердцу. Их традиционно изготавливали из драгоценных металлов, не поддающихся ржавчине или окислению, – это символизировало долговечность и неизменность, точно так же как бриллиант, подаренный во время помолвки, означал твердость, незыблемость намерений жениха. «Для современных пар материальная ценность этих атрибутов может быть и не столь важна, – считает Юлия Федотова, – это может быть кольцо из любого металла или пластика. Главное – символ: кольцо символизирует бесконечность, вечность. Молодожены словно заключают свою пару в кольцо, в некую замкнутую систему. И само кольцо на пальце защищает от сомнений и страхов, а заодно сигнализирует окружающим: сюда доступ запрещен». Подаренные с любовью, украшения хранят память о ней. И иногда становятся фамильными: передаются от матери к дочери или к сыну для его невесты, становясь оберегом рода.