Впервые: Анна Матисон – о Сергее Безрукове, дочке и работе

Эта хрупкая на вид девушка – режиссер игрового и документального кино. А еще жена актера Сергея Безрукова. Два месяца назад она подарила ему дочь Машу. «Я взяла фамилию мужа, а свою оставила как псевдоним, так что разграничение работы и семьи стало для меня еще заметнее», – говорит Анна.

Анна, 8 сентября в прокат выходит ваш фильм «Прокофьев: Во время пути» о жизни знаменитого музыканта и композитора. Это не первая ваша картина о музыке. С чем связано такое пристрастие к теме?

Я просто люблю музыку. В 13–14 лет обожала группу Queen, а потом чего-то стало не хватать, пока лет в 25 я не обнаружила, что меня очень тянет переслушать музыку, которую я услышала на концерте Дениса Мацуева. Нашла программу того выступления, скачала, послушала раз, потом другой. И вот так с тех пор и вышло, что в моем плейлисте тысячи часов классики. По утрам, например, часто включаю «Кармен-сюиту» Щедрина. По-моему, лучшая музыка для этого времени суток, создает легкое настроение на весь день. Мне еще в детстве мама ставила эту пластинку.
Фото:
Тимур Артамонов для журнала ELLE

Картина о Прокофьеве – это полнометражная документальная лента, необычный для кинозала формат. Расскажите, чем она может быть интересна зрителям.

Фильм основан на дневниках Прокофьева. А это одна из самых интересных книг, которые мне доводилось читать. У него замечательное чувство юмора, иногда переходящее в иронию, иногда – в сарказм. Причем впечатление, что он писал про сегодняшний день: я была удивлена схожести жизни гастролирующего музыканта век назад и сейчас. Когда-то любила смотреть документальные фильмы о том, как огромные машины с рок-музыкантами и техникой переезжают из города в город, как монтируют сцену, готовятся к концерту, распеваются, настраивают инструменты. В случае с симфонической музыкой все точно так же, только зрелище масштабнее в десятки раз: не машина, а сразу поезд. В нашем фильме много музыки. Зрители удивятся, обнаружив, что половину мелодий знают на слух, они просто не в курсе, что их написал Прокофьев. Его произведения очень современные, драйвовые. А уж маэстро Гергиев, в чьем исполнении они звучат, – настоящий рокер, поверьте! У него сумасшедшая энергетика.

Прокофьева играет Константин Хабенский. Он тоже не чужд музыке…

В начале фильма Константин появляется в роли потенциального покупателя дачи Прокофьева. Это реальный факт: она была выставлена на продажу как обычный участок. Приехав его посмотреть, герой находит в доме дневники композитора и начинает их читать, получается, что Прокофьев говорит его голосом... Я слышала мнение, что Хабенский внешне похож на Прокофьева, но, конечно, это не так, Константин в сто раз симпатичнее! Но ему удалось передать типаж и «прожить» текст. Костя и сам музыкальный человек, для роли Петра Лещенко занимался вокалом, для спектакля «Контрабас» научился играть на этом инструменте. А главное – он чувствует музыку.
Фото:
кадр из фильма «Прокофьев: во время пути»

В фильме принял участие и пианист Денис Мацуев. Вы уже не первый раз вместе работаете. Вы друзья?

Скорее приятели. Нас объединяет то, что мы оба из Иркутска и фанаты своего города. Денис – легкий, светлый, открытый человек, готов всем помогать, не боится поддерживать молодежь. А в игровом кино он настоящий артист. Денис снялся у меня в небольшой роли в «Млечном Пути» и был очень органичен в кадре. Сейчас монтируем еще одну картину с его участием – «Большое приключение маленького Сашки Крапивкина». По сюжету мальчик Саша дружит с Денисом Мацуевым, и тот в шутку говорит ему, что палочка, которой дирижирует маэстро Гергиев, волшебная. А если кто не знает, маэстро Гергиев дирижирует зубочисткой. Сашка крадет ее, а она и правда оказывается волшебной. Ее взмах переносит мальчика в разные миры, он случайно освобождает злодея, которого играет Евгений Гришковец и который хочет уничтожить музыку, а Сашка пытается ее спасти.

На съемки – только в платьях

Если вы родом из Иркутска, холодами вас, наверное, не испугаешь?

Не поверите, но я их очень плохо переношу. В детстве жила на одном конце академгородка, а школа находилась на другом, и я бегала от дома до остановки с красным носом.
Фото:
Юрий Богомаз

Как же тогда перенесли зимнюю экспедицию на Байкал при съемках «Млечного Пути»?

Очень мерзла. Не дай бог кому увидеть фото оттуда... Надевала по три куртки сразу, одну на другую!

Прежде чем прийти в кино, вы работали на телевидении…

Пишут, что я работала в журналистике, куда пришла вслед за мамой (Ольга Матисон – известная в Иркутске журналистка. – Прим. «Антенны»), но это не совсем так. На телевидение я пришла раньше, чем мама. Пришла, потому что любила музыку и хотела делать клипы. Мне дали рубрику, которая называлась «Репетиция», и я снимала сюжеты про рок-группы, по сути, клипы. Потом стала заниматься документальными фильмами, а оттуда один шаг до игрового кино.

Профессия режиссера требует железного характера. У вас он есть?

У меня есть полезное для съемок кино качество – безумная работоспособность. Еще, кажется, я умею организовать команду единомышленников. Все просто так боятся меня подвести, что выкладываются по максимуму. Я не из режиссеров, которые держат площадку тем, что кричат. Знаю, что нередко на съемках стоит мат-перемат, у нас же никто голоса не повысит.

Рассказывают, что на площадку вы всегда приходите нарядная – в платье, с прической, макияжем. Для вас это важно?

Скорее не нарядная, а просто в платьях – я действительно очень люблю их, они мне идут. Что же странного, что я хожу в них на работу? Джинсы надеваю только на совсем уж тяжелые съемки, где надо много двигаться. У нас, кстати, и другие девушки красиво выглядят. И я заметила, что парни на площадке, глядя на них, сохраняют хорошее настроение до конца дня, держат марку, даже если смена сильно затягивается. Так что это тоже помогает в работе.

А в жизни не приходится сознательно «выключать» режиссера? Дома не тянет командовать?

Я по натуре все-таки мягкий человек. На площадке-то голос не повышаю, там, где это, может быть, требуется, а дома об этом вообще речи не идет. Там я человек, который готовит, я вообще люблю дом устраивать. У меня четкое разграничение работы и семьи.

О ребенке мечтала давно

Вы с Сергеем оберегаете свою жизнь от постороннего внимания, не даете интервью о личном. Из-за страха, что отношения от этого могут в чем-то потерять?

Я очень боюсь говорить об этом. Есть люди, которые открыто делятся тем, что у них происходит. А есть те (и их, кстати, не так мало), которым странно рассказать незнакомому человеку про отношения с любимым. Мне неловко посвящать в свою жизнь посторонних. Сережа такой же. Мы в этом совпали, стараемся сохранить то, что у нас есть, от всех.

Но в то же время Сергей – активный пользователь соцсетей…

Он публичный человек, ему важно сохранять связь с поклонниками, быть с ними на одной волне. Поэтому он и общается с ними в соцсетях, причем все посты делает сам. Но я человек непубличный, и меня в соцсетях нет. Интернет использую как источник информации.
Фото:
«Инстаграм» Сергея Безрукова

До того, как вы с Сергеем официально подтвердили свои отношения и все расставили по местам, про вас в интернете писали много разного. Как вы это перенесли?

Поверьте, и после того, как мы все расставили по местам, люди продолжают много чего писать. Не могу сказать, что мне это безразлично, кому же понравится, когда его ругают? Поэтому все эти комментарии стараюсь не читать.

Но вы сразу поделились в Instagram новостью о том, что у вас родилась дочка. Сергей даже снимок выложил с ней на руках. Да и после продолжил делиться фотографиями Маши…

Ну, фотографии Маши – это громко сказано, все-таки ее там вообще не видно. Я сама снимала и следила за этим. Дело в том, что Сережу действительно любят зрители. А у этой медали две стороны. С одной – это прекрасно, он открыт поклонникам, никогда не откажет в совместном фото или автографе. С другой – популярность вызывает и повышенный интерес СМИ, которые ведут себя не всегда корректно. Когда родилась дочка, до нас дошла информация, что в желтой прессе готовится публикация, там уже все узнали. Решили избежать искажений и выложили новость сами.

Рождение дочки перевернуло ваш мир?

Я давно и сильно хотела ребенка. Вообще хорошо лажу с детьми, почему я и детское кино сейчас делаю. Поэтому сейчас у меня скорее не перевернулось все, а на свои места встало. Теперь все хорошо и правильно.

Оба любим классику

Как в дальнейшем планируете выстраивать график? Что в приоритете?

Семья всегда важнее, это даже не обсуждается. Какой бы тяжелой ни оказалась смена, завтрак всегда должен быть, и это совсем не сложно, поверьте. Сейчас работаю над сценариями, а это можно и дома делать. Следующие съемки ближе к лету. Мне кажется, сумеем все совместить.
Фото:
Тимур Артамонов для журнала ELLE

Свободное время при таком раскладе остается?

Когда пишешь сценарии, ты же не круглосуточно набираешь текст на компьютере, нужно еще и подумать. И в этот момент можно заниматься разными делами. Я иногда готовлю, и это помогает отключиться и как бы уйти в мир сценария. Но мое главное хобби – это, конечно, музыка. Если есть возможность, мне ничего не стоит сорваться и поехать в Берлин, чтобы послушать Шумана в исполнении Берлинского оркестра, хотя это вряд ли возможно в ближайшее время. Когда оказываешься на волне музыкальной классики, большее удовольствие трудно найти. Всем советую, хотя, конечно, к такому надо прийти, нужен мостик. Мне кажется, наш фильм о Прокофьеве как раз может мостиком стать. А впереди океан, поверьте.

Сергей разделяет ваши музыкальные пристрастия?

В этом у нас совпадение, он прекрасно разбирается в классике. Окончил музыкальную школу по классу гитары. Много лет играл на сцене Моцарта. У него до сих пор слезы наворачиваются, когда он слышит первые аккорды «Реквиема»…

Вы с такой теплотой говорите о Сергее. А для вас важны поддержка и одобрение близких?

Очень. Есть люди, которые начинают стараться после того, как их отчитали, на волне того, что чувствуют себя виноватыми. У меня наоборот: если меня поддержали, появляется вдохновение.

Судя по всему, с мотивацией у вас проблем нет…

У меня две противоположные черты: трудоспособность и лень, которой сейчас очень хочется предаться. Просто сидеть и ничего не делать, с книжкой например. Сейчас с удовольствием бы прочитала тонну книг, которые лежали начатые, просто сразу пару полок. В данный момент читаю Фриду Вигдорову, книжку «Девочки» – это записи писательницы про своих дочерей от рождения до шестнадцати лет, начиная с 1941 года. Если где увидите – смело покупайте, книжка просто отличная!

Как считаете, успех – результат труда или случай?

Есть поговорка: на Бога надейся, а сам не плошай. Я верю в то, что нас ведет что-то свыше. Волшебным образом случаются вещи, которые не должны были произойти. В то же время я прикладываю максимум усилий и добросовестно делаю все, что должна и могу.

В вашей жизни были чудеса?

Это, наверное, только спустя годы можно оценить, а когда живешь изо дня в день, все воспринимается поступательно, как обычный ход событий. Не случайно же говорят, что и счастье сложно испытать, потому что понимаешь, что был счастлив, только когда пройдет время. Но я, кстати, в этом исключение – умею чувствовать счастье в тот самый момент. И я уже очень долгое время нахожусь в этом состоянии.

И еще вопрос: что значит фамилия Матисон?

Это традиционная скандинавская фамилия, как Андерсен. Где-нибудь в Швеции не вызывает никаких вопросов. Иркутск вообще формировался из приезжих, причем по разным поводам приезжали – столыпинские переселенцы, политические и экономические ссыльные, купцы и т. д., есть любые фамилии, и генезис моей проследить теперь уже сложно. Ударение первоначально было на первый слог, но в русском варианте уже на третий. Но сейчас по паспорту я Безрукова, а Матисон – теперь уже творческий псевдоним. Поэтому разграничение работы и дома стало еще заметнее.
Фото:
личный архив Анны Матисон

Досье

Родилась: 8 июля 1983 года в Иркутске.

Образование: международный факультет ИГУ, сценарный факультет ВГИКа.

Карьера: режиссер («Сатисфакция», «Млечный Путь» и др.), сценарист (несколько частей фильма «Елки» и др.). Сняла документальные ленты о Сергее Прокофьеве, Валерии Гергиеве, Денисе Мацуеве, Михаиле Турецком. Режиссер нескольких спектаклей Мариинского театра, автор пьес (в соавторстве с Евгением Гришковцом), поставленных в театрах России и зарубежья.

Семья: муж – актер Сергей Безруков. Дочь Мария, 2 месяца.

Блицопрос

– Любимый спорт?

– Плавание.

– Напиток?

– Молочный коктейль.

– Музыкальный инструмент?

– Барабаны.

– Игра?

– Скрабл (настольная игра-соревнование в составлении слов. – Прим. «Антенны»).

Спорим, вы не знали, что…

Анна в детстве мечтала стать археологом.

Материалы по теме

Комментарии

6
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Елена Кузнецова15:02 09.09.16
    Талантливая жена, талантливая семья. Желаю моему любимому артисту счастья!
  • avalange10:28 09.09.16
    Сегрея не люблю, не талантлив и нет в нем искренности.
  • Гость16:53 08.09.16
    А в антенне телесемь владимир забыли напечатать это интервью , зато аж две программы напечатали. Спасибо.
  • Гость15:31 07.09.16
    Умная и содержательная женщина,хорошая пара Сергею.
  • Гость08:56 07.09.16
    Спасибо, отличное интервью, прочла с удовольствием!
  • Гость07:00 07.09.16
    Спасибо за интервью. Интересно было узнать от Анны ее мысли и взгляды о профессии, творчестве и жизни. Мне очень нравится их союз с Сергеем Безруковым. Желаю им счастья и новых интересных совместных кинопроектов. Поздравляю с рождением дочки!