Дружить или не дружить?

Современный человек общается с коллегами больше, чем с друзьями. Ежедневно мы общаемся с десятками сослуживцев: пьем чай, делимся сплетнями, обсуждаем книги и фильмы и попросту дружим. Как сохранить баланс в отношениях с ними?

Коллективное творчество

Конечно, если ваша профессиональная деятельность предполагает исключительно работу с техникой, например, сбор компьютеров, вопрос о дружбе с коллегами не встает. Во всех остальных случаях не обзавестись друзьями или хотя бы приятелями в офисе просто невозможно — мы проводим здесь треть своей жизни.

«То, что на работе завязываются дружеские отношения, совершенно естественно, ведь люди, с которыми ты изо дня в день делаешь общее дело, делишь успех и принимаешь поражения, не могут быть тебе совершенно чужими, такова человеческая природа», — считает Ксения Бородина, PR-менеджер компании «Технологика». Но кроме того, что сама природа подталкивает нас к сближению с коллегами, большинство компаний проводит специальную политику, чтобы потом в объявлении о вакансии среди преимуществ можно было указать «дружный коллектив».

«Чаще всего, включая этот пункт, работодатель хочет показать присущие его компании ценности — такие как взаимное уважение, общую атмосферу доброжелательности, — говорит Маргарита Тяжова, менеджер по ключевым клиентам компании Avanta Personnel. — Если люди умеют дружить, то и в работе эти отношения могут оказаться полезными. Особенно, если работа предполагает проектную деятельность, командное взаимодействие».

По мнению Ксении Бородиной, созданию дружеской атмосферы способствует, например, неформальный стиль общения: «В нашей компании не принято обращаться на „вы“, не приняты отчества, даже при общении с директором, и это не вредит субординации и слаженности работы нашей команды. Более того, это положительно сказывается на продуктивности работы, потому что здоровая дружелюбная атмосфера помогает людям чувствовать себя на работе максимально комфортно и спокойно реализовывать свои проекты».

Соблюдай дистанцию!

Заинтересованность работодателей в том, чтобы сотрудникам было легко общаться друг с другом, понятна. Но что толкает их на создание атмосферы отчужденности в коллективе? «На моем прошлом рабочем месте было не принято вместе обедать, высылать друг другу смешные файлы, даже торт приносить в день рождения, — рассказывает Анастасия, менеджер одного из новосибирских банков. — Таково мнение начальства: неформальное общение не приветствуется, за личную переписку выносят выговор, а за докладные на коллег назначают хорошие премии. И все рано или поздно втягиваются, если не увольняются — достойная зарплата, заграничные командировки, бесплатное обучение». Такая политика компании может быть продиктована желанием, чтобы персонал на работе думал только о работе, не обсуждал действий руководства и не тратил Интернет-трафик. Есть сотрудники, которых это устраивает, и компании, которые успешно развиваются, применяя подобные методы руководства. Главное — расставить приоритеты.

Быть или не быть

Но как их расставить, если и с коллегой в кино сходить хочется, и мысль о том, что дружба дружбой, а служба службой, не дает покоя? А тут еще близкие рассказывают о том, как друзья ссорятся, когда начинают работать вместе. Решиться на сближение с дружелюбной коллегой становится совсем нелегко. «Как бы компания ни поощряла дружескую атмосферу, нельзя себя насиловать. Решайте сами, с кем поддерживать нейтралитет, кого любить, с кем дружить, — говорит Маргарита Тяжова. — Нужно оставаться самим собой в любой ситуации, но, конечно, учитывать, что вы находитесь на работе и соблюдать рамки деловой этики».

Ксения Бородина уверена, что при правильном подходе дружба с коллегами совсем не мешает работе: «Если в компании работают образованные, воспитанные люди с четко расставленными приоритетами, проблем со стиранием берегов между дружбой и работой не будет». Действительно, самое сложное в общении с коллегами — выбрать между служебным долгом и личными отношениями. Особенно, если речь идет о ситуации, когда ваш друг — начальник или подчиненный.

«Конечно, здорово, если отношения с руководством складываются теплые, — говорит Татьяна Иванова, начальник отдела персонала, ГК „Рэдвар“. — Но я бы посоветовала обеим сторонам быть осторожнее и все-таки не переходить тонкую грань субординации в сторону панибратства, когда сотрудник решает, что ему все можно, а руководитель позволяет ему так думать. В этом случае страдают, прежде всего, интересы компании, да и коллегам-друзьям самим становится сложнее работать».

Если друг оказался вдруг

Если для вас общение — одно из главных удовольствий в жизни, и ваш выбор неизбежно пал в сторону дружбы с коллегами, придется соблюдать некоторые правила. Не путать работу и дружбу — нельзя делить коллег на профессионалов и непрофессионалов и давать им оценку в зависимости от того, как выстраиваются ваши личные отношения. Не тратить большую часть рабочего времени на дружескую болтовню, все личные вопросы лучше обсуждать в нерабочее время. Не дружить против кого-то, не выстраивать коалиций и партий. И, увы, быть готовым к тому, что не все ваши друзья-коллеги будут соблюдать эти правила. Часто кто-то забывает о том, что офис — это офис, и пытается пользоваться личным положением. Например, постоянно просит выполнить его работу. Помочь другу разобраться в каком-то сложном вопросе — это одно, а постоянно выполнять его работу, чтобы он мог пораньше уйти в автошколу, совсем другое. И если отказать другому коллеге не составит труда, то здесь предстоит сказать «нет» близкому человеку.

«Если коллега стал хорошим другом, то стоит откровенно поговорить об этом, — считает Татьяна Иванова. — Можно использовать принцип: „Хорошо, я тебе помогу, тогда и ты помоги мне выполнить часть моей работы“. Мне кажется, коллега-друг все-таки намек поймет».

«Если человек злоупотребляет и манипулирует вами, стоит задуматься, а друг ли он, — говорит Маргарита Тяжова. — Может быть, он просто заранее сознательно выстраивал отношения, чтобы в удобный момент использовать их в своих интересах. Я рекомендую в такой ситуации основательно разобраться с коллегой и выяснить причины его поведения». Главное, этого разговора не бояться: если дружба настоящая и искренняя, коллега всегда поймет вас, если нет, то долго жалеть о потерянных отношениях не придется.

Конечно, каждый из нас сам решает, с кем дружить и как это делать. Для кого-то в поисках друзей не существует границ, а кто-то уверен, что дружбе не место на работе. Но все-таки стоит помнить о том, что друзья не имеют четкой привязки к тому месту, где вас свела судьба. И если этого замечательного человека, близкого вам во всех отношениях, вы встретили в офисе, а не в кафе, не стоит отказываться от дружбы только потому, что он — работает в соседнем отделе.

Комментарии0
Эксперты форума
39 экспертов
Сергей Ланг
Парапсихолог
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Ольга Халикова
Адвокат
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Мехди
Экстрасенс
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Ирина Кузнецова
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.