Елена Яковлева: «Работать проще, если режиссер в тебя влюблен»

Талантливая актриса на встрече со зрителями в клубе "Антракт" рассказала, что Николаю Коляде нравятся ее шутки, а в спектакле «Пигмалион» она не смогла играть без дырки на реквизите.
После «Интердевочки» все письма можно было разделить на две кучи: первая – «будь моей женой», а вторая – «гори в аду» или «я с тобой бы даже в одном доме не стал жить»! Я думаю: ради бога, мне жилплощади больше достанется!

– Я люблю хорошо поработать, а потом хорошо отдохнуть. Себя не жалею. Замечательно, конечно, получить цветочки после спектакля. Но если есть возможность встретиться со зрителем, чтобы он напрямую высказал критику или похвалу – от такого отказываться нельзя. У меня всегда интерес берет верх – чего ждать сегодня? Вдруг кто-то скажет, что спектакль не понравился, он старый и пора его «снимать»? Если похвалят, то хорошо. Поругают… (пауза) – тоже хорошо (смеется). Сегодня в Екатеринбурге только добрые слова. Приду и скажу Маковецкому: «Меня так хвалили… Вся слава досталась только мне» (смеется).

Яковлева и Маковецкий в спектакле "Бумажный брак", фото
Яковлева и Маковецкий в спектакле «Бумажный брак»
Фото: театральное агентство «Арт-партнер XXI»

О ритуалах

Перед некоторыми спектаклями бывают особые «штучки-дрючки», ритуалы. Обычно они рождаются во время премьеры, когда еще не знаешь, как постановку примет зритель. Например, во время первого спектакля «Мурлин Мурло» в театре «Современник» мы, не сговариваясь, плюнули через левое плечо, прошептали: «С богом». И только после этого вышли на сцену. Последующие 17 лет этот процесс повторялся из раза в раз. Понимали, что уже ничего произойти не может, но ничего с собой поделать не могли: это стало традицией.

Или перед премьерой «Трех сестер» я споткнулась. И вспомнила детскую игру, в которой нужно ладошками постучать по коленкам и топнуть другой ногой. Впоследствии я уже не спотыкалась, но обязательно на том самом месте делала свою коронную «перебивку». Также у меня обязательно должна была быть дырка в «Пигмалионе». После того, как костюмеры ее зашили, я отчаянно пыталась расковырять рукой этот шов. Не получилось – порезала ножом со словами: «Я должна видеть, иначе не могу».

А в «Бумажном браке» мы очень много смеемся до спектакля. Правда, сегодня Сережа рассказал такой анекдот, который я не смогу повторить: придется все запикивать. Мы не работаем друг с другом каждый день и каждый раз успеваем соскучиться друг по другу – тем антреприза и хороша.

Елена Яковлева в спектакле "Бумажный брак", фото
Елена Яковлева в спектакле «Бумажный брак»
Фото: театральное агентство «Арт-партнер XXI»

Как «освежить» спектакль

Держать руку на пульсе каждого спектакля несколько лет подряд меня научила Галина Борисовна Волчек (руководитель театра «Современник». – Прим. WD). У нее в ложе стоял огромный телевизор, через который можно было за всеми наблюдать. Если что-то шло не так, могла любого артиста вызвать к себе и сделать замечание. Когда знаешь, что такой жесткий глаз следит за тобой, халтурить возможности нет. Галина Борисовна давала столько дельных советов, что сразу все запомнить было невозможно. И только сейчас, спустя какое-то время, до нас доходит, и мы ловим себя на мысли: «Ага, вот о чем шла речь».

Когда артист не стоит на месте и старается сделать все лучше и лучше, спектакль не стареет. Плохие постановки зритель отсеивает сам. Если сравнивать «Бумажный брак» 12–14-летней давности и сегодняшний – это небо и земля. За это время родилось очень много ужимок, смешных шуток, которыми мы дополнили спектакль. Ко мне даже пришла автор пьесы Ганна Слуцки и попросила разрешения внести шутку «попала на бабло» в новое издание книги. Мне приятно, я согласилась. Эта шутка вырвалась случайно. После нее Гаркалин (мы тогда играли с ним) просто уполз за кулисы. В зале – хохот и аплодисменты. А я в недоумении сидела на сцене одна.

Елена Яковлева в Екатеринбурге, фото
Уральцы подарили актрисе игрушку и букет с хлопком
Фото: Альбина Егорова

И вот иногда такая отсебятина проходит, а иногда – нет. Если второй и третий раз получилось, значит, можно оставлять – это прекрасный способ «освежить» спектакль. Но бывало и такое, что сегодня зал надрывается от смеха, а завтра – тишина. И ты стоишь, словно опозоренный, и думаешь: «Что не так?». А что не так – понять невозможно.

Шутка в «Бумажном браке» про интердевочку новая. Когда мы еще играли с Владимиром Панковым, я сказала: «Хочу, чтобы они заработали деньги, вышли замуж за иностранца… как эта…». А он с ходу – «Как интердевочка»? Реакция зала была прекрасной. Когда Вовка уходил, он подарил нам шутку с барского плеча. Но над ней нужно еще поработать. Мне кажется, Серега Маковецкий немного переигрывает. Но я лояльна – мы не критикуем друг друга. Заниматься разбором полетов – прерогатива режиссера. У нас такого права нет.

Светлана Пермякова: «Я похудела, а потом поправилась – ничего страшного!»
  • Подробнее

В колядовском «Мурлин Мурло» моя героиня должна говорить: «Муж утонул». Я добавила всего одно слово и говорю: «Муж, конечно, утонул», и стало гораздо смешнее. Или во время одного из спектаклей я говорю «садитесь» и хлопаю по дивану. А он пыльный… естественно, это облако не могли не заметить зрители. Поэтому, чтобы оправдать происходящее, я продолжаю: «У нас тут везде грязно». Коляда сказал, что ему понравилось, и я могу продолжать так говорить всегда.

Но это не значит, что мы позволяем себе переписывать текст. У Чехова-то ничего не вставишь, хотя иногда очень хочется, потому что шутка назревает прямо в тему (смеется).

Елена Яковлева в Екатеринбурге, фото
Елена после спектакля «Бумажный брак»
Фото: Альбина Егорова

Интердевочка и Каменская

Однажды на вопрос журналиста я сказала: «О, боже мой! Опять интердевочка»! Но это было в шутку, а он выдернул из контекста. Теперь все думают, что я открещиваюсь от роли и неадекватно реагирую на вопросы о ней. Но я-то счастлива, что у меня она была. Также счастлива, что была Каменская. Сперва меня Танькой Зайцевой называли, теперь – Настей. Я не обижаюсь и откликаюсь.

Из-за того, что «Каменскую» все еще крутят по телевизору, некоторые думают, что она не заканчивается, и спрашивают: когда будет продолжение? Мне самой очень нравилось начало сериала, но под конец я снималась только из-за того, что было бы некрасиво бросить. Знаю, что сейчас хотят выкупить имена персонажей. И сделать так, что Каменская ушла на пенсию, но чуйка осталась… Если все будет хорошо, то можно и повторить разок. Хотя все говорят, что дважды в одну реку не войти.

Елена Яковлева в спектакле "Бумажный брак", фото
Елена Яковлева в спектакле «Бумажный брак»
Фото: театральное агентство «Арт-партнер XXI»

Я заметила, что в последнее время меня стали узнавать молодые люди с интердевочкой. Десятиклассники подходят и говорят: «Мы посмотрели этот фильм. Он старый (смеется), но такой хороший!». А фильм действительно не пошлый. Просто Тодоровский (режиссер фильма. – Прим. WD) любил женщин и делал фильмы для них. Мне кажется, самый лучший союз, когда режиссер немного влюблен в свою актрису. Поэтому работать с женщиной-режиссером сложнее. Поскольку профессия называется «режиссер» – слово мужского рода, женщина нарочито подчеркивает мужественность и брутальность в процессе своей работы. Но с другой стороны, сделаешь комплимент ее парфюму, и она уже немного растаяла (смеется).

Тем не менее, с влюбленным в тебя режиссером работать легче. Я сама, когда впервые увидела Петра Ефимовича, сразу в него влюбилась. Но это не значит, что я была готова повалиться к нему в постель. Ничего подобно, нет, ни в коем случае! Я этим никогда не занималась.

10 самых необычных имен Екатеринбурга
  • Подробнее

Я только окончила институт, когда меня впервые пригласили на «Мосфильм». Я, наслушавшись, что там все через постель, очень боялась идти на пробы. Но все же решилась. И вот захожу – ну, вроде помощник женщина – все нормально. Прочитала текст, и меня спрашивают: «Вам понравилось?». Утвердительно киваю, после чего меня отправляют в кабинет. Открываю дверь: малоосвещенная комната, в которой на диване сидят двое. Двое! И второй такой прожженный мужик – Георгий Рерберг. Гениальный оператор! Но я тогда не знала, как он выглядит. И вот он вальяжно сидит и рассматривает меня с головы до пят. «Господи, уже раздевает глазами. Надо бежать отсюда. Никогда в жизни не буду сниматься!» – промелькнуло у меня в голове. Осмотрев меня, Рерберг резюмирует: «Лицо можно снимать». После этого мне сказали, что я подхожу и всю информацию мне сообщат позже. Я от недоумения, как дура, выпаливаю: «И все?». И радостно убегаю. Вот так. Могу сказать, что никогда в жизни ни один режиссер мне не предлагал ничего подобного. Байки это все.

Елена Яковлева в Екатеринбурге, фото
Елена Яковлева в Екатеринбурге
Фото: Альбина Егорова

Страхи актеров

Ты всегда рискуешь стать заложником одной роли, оказаться невостребованной или не справиться с ролью. Эти страхи – неизбежная часть профессии. Очень часто во время читки сценария со всеми актерами возникает ощущение, что ты никогда в жизни из этого ничего не сделаешь. Думаешь: «Мне не нравится. Зачем только я согласилась?». И пока не поймешь, как построить образ, все время мучаешься, терзаешь себя и сомневаешься в собственных силах.

О работе

Сейчас мы уже закончили работу над сказкой «Последний богатырь». Когда мне предложили роль Бабы-яги, вы не можете себе представить, как я скакала от радости! Но потом вдруг так страшно стало: у Милляра-то Баба-яга была просто фантастической! И мне постоянно хотелось быть похожей на нее, но я боролась с собой и старалась сделать образ более отвратительным. В итоге, думаю, получилось хорошо. У нас вышла интересная семейная история со смешным Кощеем, нереальными костюмами и гримом. Сказка выйдет примерно через год – много компьютерной графики. Самой дико интересно посмотреть на результат.

Источник: Малина.am

Фильм с Джоном Малковичем превратился… в спектакль
  • Подробнее
Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.