Первоклассная готовность: мамин список

Подготовка к первому классу в самом разгаре. До первого сентября осталось, казалось бы, всего ничего. Проверьте, все ли у вас готово, чтобы долгожданный день не стал первым днем всесемейной каторги.

подготовка к первому классу
подготовка к первому классу

Основная задача недели до начала занятий и недели после – завести определенный порядок, и сделать это так, чтобы никому из участников не истрепать нервы. Даже если вас удручает перспектива жить по расписанию и вставать спозаранку – раз ребенок идет в первый класс, придется это делать. Чуть-чуть планирования, чуть-чуть предусмотрительности и внимания – и школа будет мешать «нормальной жизни» гораздо меньше, чем могла бы.

  • Перебрать осеннюю одежду. Посмотрите, что ребенок сможет носить, что нужно починить или отдать в химчистку, а что – выбросить и купить новое.
  • Купить канцелярские принадлежности – те, про которые вы точно знаете, что они нужны. Тетради с запасом имеет смысл покупать только тогда, когда вам точно сказали, сколько и каких вам нужно – на кольцах, в обложках без рисунка, и т.д.
  • Освоить портфель.Отрегулируйте длину лямок и научите ребенка паковать его: самое тяжелые вещи – в середину, коробочку с бутербродом – в этот карман, пенал с фломастерами и карандашами – в тот. Вместо учебников и тетрадок поначалу подойдут детские книжки. Для малыша сборы - дело непростое, потому будьте снисходительны и терпеливы. Лучше посвятить этому несколько вечеров (чтобы сразу привыкнуть: утром надо просыпаться, одеваться и завтракать, а не искать ластик!). Совет: держите перед глазами – часы, а в запасе – приз за правильно и самостоятельно собранный рюкзак. Дарить по киндер-сюрпризу за каждый собранный портфель в школьном году – это слишком, потому делайте это до 1 сентября. А в первую неделю приступите к следующему этапу – «смотреть в расписание, вынимать ненужное и брать нужное», и хвалите-целуйте, когда ребенок начнет справляться правильно.
  • Пометить вещи ребенка. Заполните карточку-«визитку» на портфеле, приклейте или пришейте бирочку с фамилией и именем ребенка на пенал, мешок со сменкой, коробки с фломастерами и карандашами и т.д. Один из плюсов этой операции, особенно если вы привлечете к участию ребенка – он привыкнет к тому, что его называют по фамилии.
  • Начать жить по расписанию. Завтракать тогда, когда будете завтракать в учебном году, отправлять ребенка в кровать тогда, когда надо будет ложиться в учебном году. Перед сном можно поиграть в «собирание портфеля». Вам придется посмотреть прогноз погоды и выложить ребенку одежду на завтра – туда, куда вы будете класть школьную одежду. Не одевайте ребенка – пусть в привычные домашние вещи он уже одевается сам - начинать осваивать это хитрое дело лучше сейчас, а не в режиме реального времени.
  • Узнать, что из документов и справок от вас потребуется в первые дни сентября – выписки из медкарты, список аллергий и т.д.
  • Узнать, какие в школе правила: какая именно нужна сменка (например, в некоторых школах не разрешают спортивную обувь), можно ли приносить с собой игрушки или мобильник, где можно есть на переменке.
  • С мужем, няней, бабушкой или старшими детьми спланировать, кто будет отводить и забирать ребенка из школы хотя бы в первую неделю.
  • Составить и повесить на видном месте расписание, чтобы и ребенок, и домашние знали, когда какие занятия, кружки, музыкальная школа и т.д. Напишите, что нужно брать в какие-то определенные дни, например: Среда – 13.30 Бассейн – Желтая сумкаЧетверг – 14.00 Танцы – Красный мешокИ, конечно, собрать все эти сумки, пакеты и папки, а также придумать для них места.
  • Составить программу развлечений. Решите, когда можно смотреть телевизор или играть на компьютере. «Все, никакого больше телевизора!» - это мамин крик отчаяния, а не план, и ребенок это прекрасно понимает. А вот «сделать уроки до того, как начнется такой-то мультик, для этого надо сесть за уроки тогда-то» или «Делаем/проверяем домашнее задание, потом мама идет готовить ужин, а ты до ужина играешь» - вполне реальные планы.
  • Санпросвет: убедиться, что ребенок знает, когда надо мыть руки (перед едой, после туалета), умеет пользоваться носовым платком (и знает, в каком кармане платок или салфетки). Так вы убережете ребенка и от инфекций, и от конфузов и неприятных замечаний типа «девочка, вытри нос!», после которых натура утонченная может и разреветься.
  • Устроить место для приготовления уроков. Если у ребенка нет собственного письменного стола и уроки придется делать за общим – обеспечьте ему подходящую лампу, стул нужной высоты (можно подложить подушку на сиденье и табуреточку под ноги). Чтобы проверить, удобно ли ему сидится, усадите ребенка рисовать или раскрашивать картинки и посмотрите, как он сидит минут через пять. Если сгорбился, скрючился, подложил под себя ноги – посмотрите, не нужно ли отрегулировать высоту. Положите на столешницу специальную накладку или гладкую клеенку, а стаканчик с ручками, карандаши, точилки-ластики и прочие принадлежности сложите в широкую коробку или корзинку, чтобы ее было легко убрать.
  • Запаситесь легкой едой. Покупая провизию на неделю, купите и то, чем ребенок сможет перекусить сразу после школы, пока готовится обед: йогуртами, творожками, не слишком вредным печеньем (например, со злаками), фруктами. Бабушке или няне будет что дать голодному ребенку, пока греется обед, и можно будет с чистой совестью не покупать «голодной крошке» булку или шоколадку по пути из школы.
  • Рассказать ребенку про первый день.

На родительском собрании учительница скорее всего расскажет вам, как пройдет первый день. Перескажите ребенку, как это будет – так он будет чувствовать себя увереннее. Примерно так: «Сперва будет линейка – все соберутся из школы, вас поздравят, и самые старшие школьники поведут вас в школу, это такая традиция. У вас будет первый урок, учительница расскажет, как себя вести. Потом вы пойдете по школе, вернетесь в класс. В такое-то время уроки кончатся, вы выйдете во двор, и мы с тобой пойдем домой. А потом сделаем уроки и соберем портфель на завтра».