Отличник в плену у пятерок

Родители хотят, чтобы ребенок учился на одни пятерки, закончил школу с золотой медалью и поступил в престижный вуз. Но так ли завидна судьба отличника? Некоторые удивятся: «Конечно, у таких детей по определению все должно быть хорошо!» Однако это не так. Во всяком случае, не всегда так.

История Веры

До поступления в школу Вера была самой обычной девочкой: бегала, играла, рисовала, резвилась. В детском саду ее хвалили мало, больше ругали: она плохо ела, медленно одевалась. Но когда в первом классе Вера впервые получила отличную оценку, это был всплеск счастья! Большая красная пятерка на полях и подпись учительницы! Чего еще может желать первоклассница? Впрочем, тогда пятерки получил весь класс, и каждый ребенок был по-своему счастлив.

Шло время, задания усложнялись, и у многих детей стали появляться четверки и даже тройки. Однако у Веры по-прежнему были только отличные оценки. Причем особых усилий для этого она не прилагала, все получалось само собой. Девочка часто листала свой дневник, пересчитывала пятерки, еще и еще раз показывала их родителям: «По математике – смотрите, сколько пятерок! Вчера, сегодня! А по русскому! Вот эта – за контрольную, эта – за диктант, эта – за домашнее задание!» Родители уже отмахивались: «Да знаем, что ты у нас отличница!»

Первые два года учеба в школе была для Веры сплошным праздником. Она наслаждалась своими пятерками, тянула руку, стараясь заработать их как можно больше. Вместе с чувством удовольствия и гордости постепенно стало появляться ощущение своей избранности. Никто не смог решить задачу, а она смогла! Учительница так и сказала: «Из всего класса задачу решила одна Вера!» Вера стала свысока смотреть на других детей: «Все обычные, а я вон какая!» Подруга Веры Полина съехала на тройки. В детском саду девочки общались на равных, а теперь Вера стала ощущать свое превосходство.

И вот третий класс, четвертый. У отличницы все чаще стали появляться пятерки с минусом.Учительница упрекала Веру, говорила, что все плохо, но она ставит пять, просто учитывая старые заслуги ученицы. Это было очень обидно.

Девочка лезла из кожи вон, чтобы не разрушить свой идеальный образ в глазах педагога и ребят. А учительница начала ее откровенно мучить, будто нарочно, пыталась подрезать ей крылья:

— Всех прошу переписать из учебника текст, а для Веры будет отдельное задание!— Все решают задачу номер семь, а Вера… – учительница подходила к ее парте и перелистывала пол-учебника вперед. – Номер двести, пожалуйста!— Но мы это не проходили! – переживала Вера.— Попробуй догадаться, – говорила учительница. Злого умысла у нее не было, она просто не хотела, чтобы способная девочка в классе скучала. Однако Вере было вовсе не интересно ломать голову над задачками и примерами. Ей было интересно получать пятерки.

Мама с папой, бабушка с дедушкой ждали от Веры только лучших оценок, и им было безразлично, за что они. Однажды Вера получила четверку, и удивлению родителей не было предела. Они были сильно обеспокоены, целый день демонстрировали свое разочарование.— А кто-нибудь в классе получил за эту работу пятерку? – спросила мама.— Нет, никто, – солгала Вера. Правду говорить было нельзя: родители застыдят!

Вера занималась по ночам, отказывалась от игр и прогулок. Если раньше охотиться на пятерки девочку заставлял спортивный азарт, то теперь отличные оценки стали жизненной необходимостью. Все просто: не получишь пятерку – ребята засмеют, родители застыдят, учительница демонстративно вздохнет: «Эх, Вера! Мы от тебя такого не ожидали! » А учительница спрашивала Веру каждый день. Если весь класс не знал ответа на вопрос, Вера должна была выручать.

Полина приглашала подругу погулять, записаться в бассейн, но Вера отказывалась: «А как же уроки?» В старших классах учителей стало больше, и это еще сильнее осложнило Верину жизнь. Как угодить всем? Учительница физики отличницу явно невзлюбила, она упорно ставила ей четверки, несмотря на все старания девочки. Вера занималась физикой днем и ночью и закатывала родителям истерики: «Почему она не ставит мне пять?»

Мама Веры отправилась к учительнице.— Да, ваша девочка знает физику на пятерку, но меня беспокоит ее снобизм! – сказала учительница. – Она считает себя лучше всех, и если не получает пять, становится нервной, агрессивной! Я обещаю, у нее в году будет пятерка, а временные четверки – это прививка от зависимости. Вера не может жить без пятерок, любая другая оценка вызывает у нее панику. Однако во взрослой жизни бывают неудачи, и человек должен уметь мужественно их переносить. Вера не сможет всю жизнь ходить «по острию ножа», она когда-нибудь сорвется. И чтобы срыв не был слишком болезненным, она должна понять, что нет ничего страшного, когда в дневнике стоит четверка или даже тройка. От этого еще никто не умирал! И что бы там ни было, всегда можно снова стать круглой отличницей.

Мама не поняла слов педагога, обиделась. Учительница же, как и обещала, поставила Вере пять, и дальше все шло хорошо, пока в десятом классе не случилась очередная «трагедия». В класс пришла новая ученица Оксана, которая сразу превзошла Веру во всем. Она свободно говорила по-английски, запросто решала любые задачи. Из первой ученицы Вера превратилась во вторую, и это был серьезный удар по ее самолюбию. Вера бросила все силы на соревнование с Оксаной, заставила родителей нанять репетитора по английскому, училась без сна и отдыха.

И вот выпускной вечер. И Вера, и Оксана получили медали. Встал вопрос: «Куда поступать?» Вера всегда мечтала стать учителем младших классов, но разве отличница может себе такое позволить? А как же ее огромные знания? И девушка пошла в физико-технический институт, поскольку все говорили, что именно он соответствует ее способностям. А еще она это сделала назло той самой учительнице физики, которая ставила ей четверки. Но в институте начался кошмар. С первого раза Вера не могла сдать на пятерку ни один экзамен, ей приходилось пересдавать и пересдавать. После экзамена ее однокурсник вздыхал с облегчением: «У меня тройка! Слава Богу, скинул!» Вера же бежала в деканат выпрашивать допуск на пересдачу.Вдруг телефонный звонок. Замученная экзаменами Вера узнает шокирующую новость: Полина выходит замуж! До этого момента Вера о замужестве не думала, но ее обидело вот что: «Троечница выходит замуж раньше отличницы!»

Со стороны может показаться, что личная жизнь не имеет никакого отношения к оценкам. Однако для девушки двадцати лет замужество часто является показателем успешности. Выходит, Полину с ее тройками любят, а Веру с ее пятерками – нет! И Вера снова начала закатывать родителям истерики: ей срочно нужен жених, она стареет, лучшие годы уходят…

Счастлива ли Вера во взрослой жизни? Нет, она стала еще более нервной и завистливой. Она все еще не избавилась от детского восприятия себя как отличницы и по-прежнему хочет быть самой лучшей, но только не может разобраться, кого ей обгонять. Того, кто защищает диссертацию? Того, кто много зарабатывает? А может, Полину, у которой любящий муж и двое детей? Или того, кто поехал на стажировку за границу? За всеми сразу не угонишься! В школьные годы было все просто: хороший тот, кто получает пятерки, плохой – кто получает двойки. А кто хороший во взрослом мире? Как продолжить быть отличницей, чтобы все хвалили и восхищались? Вера окончательно запуталась.

Как вести себя родителям отличников

В первую очередь, мы должны поблагодарить отличников за их трудолюбие, за их неравнодушие и самоотверженность! Ведь есть очень много ленивых людей, равнодушных к оценкам окружающих и думающих только о собственном удовольствии. А отличники – это те люди, на которых держится весь мир!

Конечно, у таких школьников бывают психологические проблемы. Наиболее распространенная из них – это «звездная болезнь», похожая на ту, которой часто страдают знаменитости. Ведь, по сути, отличник – это школьная «звезда»: его ставят другим в пример, на него все возлагают надежды и удивляются, если он вдруг оказался не на высоте. Быть отличником и приятно, и беспокойно, он испытывает одновременно и наслаждение «полетом», и страх падения. Отличник боится плохих оценок. Тройка среди пятерок – это как ложка дегтя в бочке меда, она портит сразу все. Конечно, если эту тройку можно исправить, тогда еще есть спасение. Но если она испортила красивый дневник навсегда? Может быть, в чем-то Верина учительница физики права. Отличник должен когда-нибудь получить плохую оценку, чтобы пережить это и понять: мир не перевернулся, родители и друзья тебя по-прежнему любят, а учителя уважают. Тройка не убивает человека наповал, это всего лишь оценка за конкретное задание.

Но тут есть одна опасность. Отличник может подумать, что если его скинули с пьедестала злосчастной тройкой, незачем трудиться дальше. Где одна тройка, там могут быть и две, и три. Вполне возможно, ребенок обидится: «Не буду трудиться для учителя, который меня не ценит!»

Поэтому детям всегда надо давать возможность исправить плохую оценку. Да, могут быть промахи, но пусть ребенок все равно считает себя отличником. К оценкам следует относиться как к игре: да, изредка проигрываешь, но ведь чаще всего выигрываешь!

Еще одна проблема, следствие той же «звездной болезни» – высокомерное отношение к сверстникам. Ребенку надо объяснить, что оценки не единственный критерий, по которому можно оценивать людей. Есть еще доброта, порядочность, честность, храбрость и многое другое.

К сожалению, отличники очень легко поддаются манипуляции. Они хотят всегда выглядеть хорошими, поэтому часто делают не то, что им нравится, а то, что положено, престижно, за что похвалят. В старшем возрасте это коснется и выбора профессии, и устройства личной жизни. Отличника очень важно научить прислушиваться к себе, а не только к авторитетным личностям.

Часто экс-отличники и во взрослой жизни судят обо всем школьными категориями: окружающих людей и жизненные обстоятельства они оценивают по пятибалльной шкале. Поэтому родители должны вовремя научить ребенка расставлять приоритеты и смотреть на мир шире. Пусть пятерки украшают его жизнь, но становиться их рабом ни в коем случае нельзя!