Удовольствия: cпособ употребления

ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР

«Для тех, кто не знает чурчхелы, скажем, что это такая южная сосулька – нанизанные на нитку грецкие орехи в сладкой шкурке высохшего виноградного сока. Чик с удовольствием уплетал чурчхелину. Было так сладко ее надкусывать, потом надкушенную часть, придерживая зубами, провести по нитке до самого рта, после чего выдернуть нитку изо рта и чувствовать, как сочные дольки ореха перемешиваются с кисловато-сладкой кожурой виноградного сока. Тот самый смак во рту – это вкуснее и отдельного ореха, и отдельного высохшего виноградного сока. Они перемешиваются, и возникает совершенно особый божественный третий вкус».

«ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». ВРЕМЯ, 2004.

Увидеть смысл

Каким же образом подобный «позитивный минимализм» позволяет нам жить с удовольствием? Чтобы действительно прочувствовать вкус жизни, нам нужно во всем, что мы делаем и что с нами происходит, находить свой смысл. «Наше занятие может быть сложным и требующим больших усилий, но если мы видим в нем смысл, то будем делать его с удовольствием», – говорит Тамара Гордеева. К примеру, радость от такого приятного занятия, как игра с собственным любимым ребенком, будет гораздо полнее, если помнить, что сейчас, в игре, мы еще и учим его важнейшим жизненным вещам. Еще приятнее осознавать то, что, играя с нами, он становится более самостоятельным, с нашей помощью растет и взрослеет, – тогда любой футбольный мини-матч или собирание паззла будут способны вызвать у нас состояние, близкое к экстазу. «Ощущение счастья наступает тогда, когда наши силы направлены на достижение превосходящей нас цели»*, – напоминает Мартин Селигман.

Прислушиваться к себе

Но оказывается, и этого мало. Помимо поисков смысла «позитивный минимализм» состоит в том, чтобы поддерживать связь с глубинной частью нашей личности, с нашим «я». Французский психотерапевт Элен Рубе (Helene Roubeix) считает, что истинное удовольствие достигается лишь тогда, когда мы прислушиваемся к тому, что происходит внутри нас: «Наши пять чувств дают нам доступ не только к внешнему миру, но и к внутреннему. Это позволяет научиться получать удовольствие, прислушиваясь и присматриваясь к себе, к тому, как мы «чувствуем свои чувства». Радоваться жизни – значит одновременно наслаждаться внешними и внутренними ощущениями, ценить внешний мир и уметь радоваться тому, что происходит внутри нас».

Прилагать усилия

Удовольствия ускользают от того, кто постоянно гонится за ними, хочет овладеть ими, взять силой, добыть любой ценой. Удовольствия легче и щедрее достаются тому, кто находит к ним (и к себе самому) мягкий подход. Это не значит, что нужно сидеть и пассивно ждать, пока удовольствия прольются на нас благословенным дождем: чтобы их испытать, стоит прилагать усилия, но эти усилия направлены не на гонку за ощущением наслаждения, а на нашу жизнь в целом. «Конечно, жизнь без удовольствий – неважная жизнь, – продолжает Тамара Гордеева. – Но удовольствие не может быть конечной целью – оно возникает естественным образом, как побочный продукт нашей деятельности, когда мы активны и нам есть к чему стремиться». Многие думают, что именно удовольствия позволяют нам ощутить, что мы живем не зря, вполне, по-настоящему. Но очень стоит взглянуть на это и с другой стороны: только день за днем проживая свою жизнь – со всеми ее подарками и испытаниями, мы получаем ключи от сокровищницы истинных наслаждений.

Удовольствие по Фрейду

Зигмунд Фрейд был убежден, что поведение младенцев и маленьких детей регулируется главным образом принципом удовольствия. Лишь с возрастом ребенок начинает понимать, что его желания нередко расходятся с реальностью (например, невозможно поймать улетевший в небо воздушный шарик) или не соответствуют требованиям окружения (очень хочется, но нельзя разорвать книгу на части). Разрешая возникающие конфликты и развивая свое «я», взрослея, ребенок начинает осознавать невозможность достижения полного удовлетворения и учится получать удовольствия, соотнося их с реальностью. Неудачи и трудности, с которыми он встречается на этом пути, и порождают фрустрацию, депрессии, неврозы.

* Мартин Селигман «Новая позитивная психология». София, 2006.