Утренние метаморфозы

Анна, школьница «Она очень беспокоилась, что скажет об этих фотографиях ее парень: ей казалось, ему они не понравятся. Уж не знаю, какова в действительности была его реакция, но мне Анна сказала, что выглядит на этих фото «дурнушкой». Впрочем, меня это не очень удивило: к своей внешности она относится так же, как и все под-ростки, – с одной стороны, очень внимательно, с другой – совершенно непримиримо».

*Франсис Хофштейн (Francis Hofstein) – психоаналитик, автор книги «Любовь тела» («L’Amour du corps», Odile Jacob, 2005).

Дики, пенсионерка «Единственное условие, которое я поставила всем участницам, – выйти из ванной с мокрыми волосами. Выполнять его отказалась только Дики: она не хотела испортить укладку!»

Эта серия женских портретов исследует вопрос того, что в антропологии принято именовать «обретением лица». Наряжаться, накладывать макияж и вообще всячески украшать себя – это, по сути дела, древний ритуал преображения внешности, обладающий сразу несколькими функциями. Первая из них – оборонительная: ее смысл в том, чтобы разделить внутреннюю и наружную сферы, граница между которыми проходит по поверхности нашего тела. Макияж и прическа (так же как и одежда) позволяют надежно разграничить личное, интимное пространство и пространство публичное, социальное.Вторая функция утреннего «прихорашивания» – наступательная. Улучшая себя, мы апеллируем к постороннему, ко взгляду извне: конечная цель наших ритуалов в том, чтобы нравиться, соблазнять, завоевывать. Иными словами, макияж – это что-то вроде боевой раскраски: он позволяет нам воплотить в собственной внешности некий завершенный образ, внести коррективы в черты, данные нам природой, или замаскировать те из них, которые нас по каким-то причинам не устраивают.Утренние метаморфозы всегда преследуют обе эти цели одновременно, однако их соотношение всегда зависит от конкретного человека, его личной и семейной истории, жизненного опыта и, конечно, от возраста, свидетельства которого сегодня можно более или менее безболезненно сгладить. Иными словами, смысл, который мы вкладываем в собственные действия, напрямую зависит от нашего отношения к себе, к своему лицу и телу. Как бы мы сами его определили? Конфликт? Гармония? Того и другого понемногу?

Аннет ван дер Ворт
  1. 1950: родилась в Эммене (Голландия).
  2. 1987–1993: изучала визуальные коммуникации в университете Дортмунда (Германия).
  3. 1990: участие в «Салоне отвергнутых» (Salon des refuses) (Дортмунд).
  4. 1991: первая личная выставка, Bundesgartenschau (Дортмунд).
  5. 2005: выставка Metamorphosis
в рамках форума фотографов в Арле.С другими работами Аннет ван дер Ворт можно познакомиться на сайте www.annetvandervoort.com