В начале будет слово «я»

Слушать, слышать, адекватно выражать свои мысли… Все больше людей сегодня приходят на тренинги общения, чтобы научиться говорить друг с другом по-настоящему. Наш корреспондент побывала на двух таких тренингах.

Мы можем начать с упражнения под названием «Ледокол», – предлагает мне психолог Валентина Шипилова, ведущая коммуникативных тренингов. – Участники тренинга работают в парах: один задает вопросы, другой отвечает на них, и первый реагирует на ответы, не давая им при этом никакой оценки – ни положительной, ни отрицательной. Это опыт безопасной самопрезентации. Хотите, попробуем?»

Растопить лед

Конечно же, я хочу. И на первый вопрос отвечаю легко: больше всего я ценю в себе чувство юмора. «А почему вы сегодня так одеты?» – второй вопрос ставит меня в тупик. Одета я обычно – джинсы, свитер… Но надо отвечать, и я задумываюсь о том, как одеваюсь вообще, каков мой стиль… Оказывается, простой вопрос позволяет многое узнать о себе и рассказать об этом другому – искренне, зная, что он не заденет тебя критикой или несоразмерной похвалой. «Это упражнение позволяет растопить лед в отношениях, – объясняет Валентина Шипилова. – Всего вопросов около полутора десятков: «На кого из мировых знаменитостей вы хотели бы быть похожим?»; «Что вы делаете лучше других?»; «Кем бы вы хотели стать, если бы не были тем, кем являетесь?» Если мы хотим научиться себя предъявлять, мы должны знать свои желания и свои сильные стороны».

тренинг общения
тренинг общения

Говорить «я»

«Чтобы вести себя уверенно и естественно, надо работать со своей самооценкой, – говорит Валентина Шипилова. – Человек, у которого она завышена, выглядит самодовольным и тем самым отталкивает тех, кто с ним общается. Тот же, у кого самооценка занижена, тоже вызывает неприятие: людям кажется, что общение с зажатым человеком налагает на них ответственность – надо его поддерживать, сочувствовать. А уверенный человек отвечает сам за себя».

«Я-сообщения» позволяют нам открыто говорить о своих чувствах, не оценивая при этом своего партнера (в противоположность критикующим «ты-сообщениям»). «Они способствуют возникновению объединяющих чувств, проясняют обстановку, делают общение эффективным», – рассказывает Валентина Шипилова.Чтобы научиться использовать «я-сообщения», можно попросить друзей или близких понаблюдать за вами или самим разыграть с ними сценки из жизни, записав ваше взаимодействие на видеокамеру. «Когда человек видит со стороны, как он общается, многое становится ясным. Мы учимся, когда одновременно понимаем, чувствуем и делаем», – комментирует Валентина Шипилова.

Выражать эмоции

Высказывание своих чувств в разговоре – не только способ наладить общение, но и прекрасная возможность снять стресс (если наши чувства негативны) и понять, что с нами происходит. «В стрессовой ситуации мы чувствуем страх, тревогу и беспомощность, – говорит Валентина Шипилова, – то же происходит и при неприятном для нас разговоре. Эти эмоции могут помешать достойно ответить, скажем, манипулятору, ставящему нас в неловкое положение. В такой момент сделайте паузу, несколько раз глубоко вдохните и постарайтесь осознать, что вы чувствуете: «Кажется, я растерян». Проговаривание, хотя бы мысленное, своего состояния позволяет нам обрести контроль над своими эмоциями и возвращает нам способность управлять своим поведением».

Для сильных негативных эмоций ищите «отводной канал» – так, в некоторых западных компаниях сотрудники, чувствующие раздражение и злость, могут в специально оборудованной комнате как следует поколотить боксерскую грушу или прокричать все что накипело... «В наших офисных зданиях таких комнат нет, – комментирует Валентина Шипилова, – но как следует «прокричаться» можно в любом уединенном месте, а агрессию выразить иным способом: например, оказавшись в автомобильной пробке, от души повозмущаться тем, что она медленно движется, – не оскорбляя, конечно, при этом других людей и используя«я-сообщения».