В начале будет слово «я»

Вещь о двух концах

Общение связывает нас, словно нить. Чтобы сделать его гармоничным и эффективным, стоит позаботиться о том, чтобы обоим было комфортно: не ставить себя выше или ниже партнера, не «тянуть одеяло на себя», не позволять «провисать» разговору.

Слушать другого

Чтобы общение приносило пользу и удовольствие, важно не только уметь говорить, но и слушать. На тренингах коммуникаций учат активному слушанию. «Повторяя главную мысль собеседника и лишь затем выражая свою точку зрения, мы демонстрируем понимание и принятие позиции партнера, – объясняет Валентина Шипилова. – Даем ему возможность услышать себя со стороны, обдумать и при необходимости уточнить сказанное. К примеру: «Ты говоришь, сын часто капризничает при посторонних и ты боишься брать его в поездку? Знаешь, в прошлом году я вместе с дочкой ездила в Киев, для нее это путешествие стало просто праздником».

Такое общение может показаться странным, забавным или сложным. «Но, когда мы используем технику активного слушания на практике, становится ясно, насколько она продуктивна: партнер чувствует, что его слышат и понимают», – поясняет Валентина Шипилова.

Соединить душу и тело

Трудности знакомы многим: то появляется мешающий говорить комок в горле, то в самый ответственный момент забываются нужные слова, напрягаются плечи, сам факт общения начинает раздражать… В детстве большинство из нас легко и свободно выражает себя. Но родители осекают нас, заставляют вести себя тихо даже там, где дети никому не мешают, и в результате многие из нас становятся неловкими и зажатыми. «Наша поза может влиять не только на то, как звучит наш голос, – рассказывает ведущая тренинга по голосу, движению и риторике Лариса Соловьева, – но и на психологическое состояние. Вот попробуйте!»

Я принимаю позу, которую показывает мне тренер: руки скрещены на груди, голова откинута, щиколотка правой ноги лежит на колене левой. Это так называемая поза превосходства, и именно так я себя и чувствую – кажусь намного лучше остальных. «Представьте, – предлагает Лариса Соловьева, – что человек, отстоявший долгую очередь, чтобы посмотреть на полотно Микеланджело, сядет перед его картиной в такой вот позе. Он не сможет ее оценить по достоинству! Так же непродуктивна эта поза и для общения с другим человеком».Вот другой вариант: голова опущена, плечи напряжены, взгляд исподлобья – и внутри зарождаются недоверие и злость. В зеркале отражается малоприятная личность: не многие захотели бы общаться с человеком, у которого такое выражение лица.

Мы говорим о нашем теле, о позвоночнике, «древе жизни», и о том, как правильная его постановка влияет на дыхание, голос и восприятие мира в целом. Со стороны моя новая поза может показаться эротичной: плечи откинуты назад, бедра «поданы» вперед, но стоять и дышать мне неудобно: появляется чувство зажатости в пояснице, животе, и к тому же я чувствую, что постепенно глупею. И это очень неприятно! «Неслучайно, начав работать со своим телом, научившись правильно стоять и дышать, многие люди замечают, что стали яснее мыслить», – комментирует Лариса Соловьева.