Венчание и таинство брака в русском православии

После обручения следует венчание. В дореволюционный период венчать молодых мог только приходской священник жениха или невесты, в крайнем случае – приходской священник родителей. Венчание прихожан из чужого прихода допускалось лишь при наличии веских оснований. Венчание разрешалось проводить только в храмах в дневное время, в присутствии жениха и невесты, а также двух свидетелей, которые подтверждали акт венчания своими подписями в метрической книге. После этого брак имел юридическую силу. Венчание в часовнях и молитвенных домах допускалось только в порядке исключения, с разрешения местного епископа.

Стоит оговориться, что при всех нарушениях, допущенных при венчании, если его проводил рукоположенный священник, брак признавался действительным. После таких браков могли проводиться серьезные внутрицерковные разбирательства, за которыми следовали церковные наказания совершавших такие венчания священников, вплоть до запрещения священнослужения и извержения из сана, но правомочность самого брака под сомнение не ставилась. Поэтому история знает немало случаев тайных венчаний в чужих приходах без благословения родителей. Так, например, венчались родители знаменитой кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

В наши дни венчание происходит следующим образом. После совершения обручения под пение «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма и ставит их на подножие перед аналоем (*), на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Подножие символизирует единство молодоженов и радость от совместной жизни в супружестве. Подножие приносят в храм сами молодые. Это может быть небольшая белая скатерть, полотенце или кусок полотна. После окончания церемонии подножие может быть оставлено на нужды церкви.

Перед тем как начать венчание, священник спрашивает жениха и невесту о твердости их намерений вступить в брак и отсутствии обещаний вступления в брак с кем-то другим. Без взаимного согласия жениха и невесты брак не может быть освящен церковью. Затем начинается собственно венчание.

Священник читает краткую ектенью и 3 молитвы, в которых упоминает ветхозаветных праведников, верно и счастливо живших в супружестве. А также просит Господа даровать венчающихся детьми и внуками, благословить их благополучием и дать им «друг к другу любовь в союзе мира».

Затем священник берет с аналоя венец, крестообразно осеняет им жениха, дает поцеловать расположенный на венце образ Христа. При этом он произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Подобным образом священник благословляет и невесту, которая целует образ Богородицы на своем венце. После этого священник трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их». И трижды благословляет новобрачных. Именно возложение венцов и слова священника запечатлевают таинство брака. С этого момента жених и невеста становятся для Церкви мужем и женой. Но венчание продолжается.

После этого венцы передаются свидетелям, чтобы те держали их над головами венчающихся. Священник читает строки из послания святого апостола Павла, в которых брак называется великой тайной. Поется молитва «Отче наш». Во время молитвы новобрачным в знак покорности следует преклонить головы под венцами. После молитвы священник подает молодым общую чашу с красным вином, осененную крестным знаменем. Сначала муж, а затем жена отпивают по три маленьких глотка из чаши, которая является для них символом общей судьбы в радости и в горе.

Затем священник соединяет правые руки мужа и жены, покрывает их епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это символизирует, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их навеки во Христе. Не отрывая своей руки, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие. Это означает вечное совместное шествие по жизни, которое началось в этот день для супругов, знак прочности их брака. Во время обхода аналоя священник поет специальные молитвы. Свидетели следуют за новобрачными, держа над их головами венцы, которые снимаются по окончанию обхода аналоя. Уже без венцов священник подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют иконы Спасителя и Божьей Матери. Затем молодые целуют крест, и священник вручает им две освященные иконы (Спасителя - жениху и Богородицы - невесте). Иконы приобретаются заранее и передаются священнику до начала церемонии.

Священник торжественно объявляет жениха и невесту мужем и женой. Присутствующие в церкви на венчании поздравляют молодых. Иногда после этого молодые прикладываются к особо почитаемым в данной церкви иконам и иконам святых, которые считаются покровителями брака и семьи.

Заканчивая обряд бракосочетания священник служит благодарственный молебен. Затем совершает отпуст, называет имена святых, которые становятся покровителями молодоженов, и возглашает многолетие новобрачным.

После венчания может прозвучать колокольный звон, как знак всеобщей радости и торжества от соединения любящих сердец.

Стоит учесть, что дней, в которые в православных храмах совершается обряд венчания, не так уж много.

Венчание не проводится в следующие дни:

  • накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года;
  • накануне двунадесятых и великих православных праздников;
  • в продолжение многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
  • в продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой);
  • 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
  • накануне храмовых праздников (в каждом храме свои).