Стать принцессой за 8 часов, или уроки сказкотерапии

Нам только кажется, что в сказке все понарошку, на самом деле – это проекция жизни. Ведь, сочиняя историю, мы рассказываем о себе, о своем восприятии мира. Зная о таких свойствах фольклора, психологи придумали тренинг для работы с детьми – сказкотерапию.

Рассказывает Галина Лапухова, психолог школы здоровья № 628.

— На первом классном собрании я рассказываю родителям, что такое сказкотерапия. Занятия добровольные, но пока никто не отказывался.

Класс делят на две группы по 10 человек, каждую из которых ждет цикл занятий – девять волшебных путешествий. Раз в неделю вместо урока физкультуры малышей учат слушать, понимать и фантазировать.Я читаю медитативные сказки, которые развивают образное мышление у детей и помогают им расслабиться. Первоклассники учатся представлять себе, как выглядят разные предметы и животные, какие звуки они издают, какими могут быть на ощупь.

С помощью специально подобранной музыки и интонаций достигается терапевтический эффект. Ребята потихоньку заходят, рассаживаются на большом ковре. Сначала мы прислушиваемся к музыке – у каждого возникает свой образ. Затем с помощью дыхательных упражнений набираемся «волшебной силы», которая помогает в путешествии.

Принцессы против тигриц

Затем начинаются занятия, на которых мы читаем обычные сказки в необычной форме. Больше всего дети любят «Маугли» Киплинга.Мы встаем в круг, вытягиваем руки, закрываем глаза. Превращение начинается. Я прошу каждого представить персонажа, в которого он хочет перевоплотиться. «Раз» – вспоминаем, как он выглядит, говорит и кушает, «два» – какая у него походка и характер. На счет «три» мы открываем глаза и оказываемся в сказочном мире.

Больше всего ребята любят перевоплощаться в животных. Последняя «модная тенденция» у девочек – кошачьи: почти все тигрицы или пантеры. Мальчики отдают предпочтение силам тьмы, роботам и самураям. Каждое превращение фиксируется в протоколе психолога. К концу курса популяция принцесс и «сил добра», как правило, значительно увеличивается.

Преодолеть себя

В одной сказке есть ритуал: для того чтобы перевоплотиться, нужно проползти по длинному тоннелю из мягких матов. Есть ребята, которые боятся и отказываются это делать. Многие со временем все-таки решаются.

Мы не оставляем такие поступки без внимания: аплодируем и поздравляем смельчака. Ощущение, что ты смог преодолеть себя, очень важно для ребенка, ведь опыт, приобретенный в сказке, используется им и в жизни.

В другой истории ребята превращаются в пантеру. Они встают на краешек невысокого стола, пружинят и урчат, изображая животное. В конце перевоплощения школьники прыгают на руки психологу. Это упражнение помогает малышам справиться с неоправданными страхами и учит их доверять людям.

Сказка помогает ребятам не только расслабиться, но и найти выход из сложной ситуации. В конце занятия дети сами придумывают историю, рисуют ее и инсценируют – «оживляют». Каждый приносит из дома любимую игрушку и от ее лица рассказывает о том, какое у нее настроение, что она любит, что ей не нравится.

Часто дети говорят, что не любят, когда на них кричат. Мы вместе обсуждаем ситуацию, и каждый говорит о том, какую стратегию поведения он выбрал бы. Например, я спрашиваю: «Что ты делаешь, когда тебя обижают?» – «Я ухожу». – «Подойду и ударю». – «А я заплачу».

Мы не обсуждаем, какой поступок был бы правильным, а какой нет. Никто никого не осуждает. Ребята учатся принимать самостоятельные решения.

Для чего это нужно?

  1. Сказочный психотренинг помогает первоклашкам подружиться и адаптироваться в новой среде – школе.
  2. Он помогает ребенку разобраться в себе, определить свое отношение к жизни, получить ответ на любой вопрос.
  3. Здесь дети могут расслабиться, побороть страхи и справиться с другими психологическими проблемами.
  4. Разыгрывая сказочные ситуации, ребята рассматривают возможные способы поведения в сложных ситуациях. Делятся опытом друг с другом.
  5. Сказкотерапия помогает развить творческое мышление и учит детей общаться.