Не согласны? Так и скажите!

Выразить свое мнение, публично сказать «нет», отстоять свои желания... Иногда для этого нам не хватает уверенности. Когнитивный психолог Сергей Харитонов* рассказывает о том, как свободно выражать себя, не ущемляя интересов других людей.

«Мне трудно высказать свое мнение вслух – кажется, что коллеги не воспримут мои слова всерьез», – признается 34-летняя Алла. «В разных очередях меня нередко обгоняют всякие проныры, а я никогда не решаюсь протестовать», – рассказывает 48-летняя Милана. Эти затруднения говорят об одном и том же: Алле и Милане трудно выразить свою точку зрения, защитить свои интересы. В таких случаях психологи напоминают об ассертивности – способности «утверждать себя».

Отстаивать свои права, говорить "нет" - уверенно, без агрессии, социально приемлемыми способами.

Пассивность, агрессивность, ассертивность

Ассертивное, или уверенное, поведение (от английского аssert – утверждать, отстаивать) впервые описал в конце 50-х годов ХХ века американский психолог Эндрю Солтер (Andrew Salter). Он считал, что добиваться своего человек может не только с помощью агрессии и манипуляций, но и иным способом – свободно выражая себя и не ущемляя при этом интересов других людей. Ассертивность – это уверенное, неагрессивное поведение, отражающее нашу способность открыто и прямо говорить о своих желаниях и намерениях, наше умение добиваться своего, не нанося вреда другому. «Ассертивный человек уверен в себе и готов отвечать за свои поступки, – поясняет Сергей Харитонов. – Он способен первым начать разговор, выдвинуть собственные требования, высказать пожелания и просьбы, отстаивать свои права, твердо говорить «нет»... И, что очень важно, делает это социально приемлемыми способами».

Почему мы молчим?

Но почему уверенное поведение многим так трудно дается? Какова бы ни была ситуация (разговор личный или профессиональный, один на один или в присутствии посторонних, с другом или случайным прохожим), нашим поведением управляют самые разные страхи. Мы боимся быть непонятыми, стать инициаторами конфликта, оказаться не на высоте…

«Чаще всего опасения возникают, когда человек находится либо в роли доминирующего, либо в противоположной роли – подчиненного, – рассказывает Сергей Харитонов. – Сложно бывает высказать «вышестоящему» лицу то, что беспокоит тебя на самом деле. Но и руководитель, опасаясь бурной реакции со стороны подчиненных, иногда тоже не позволяет себе говорить прямо».

При иерархических отношениях непросто не только уверенно сделать критическое замечание, но и решиться на позитивное высказывание. «Мне очень хотелось сказать руководителю нашего отдела о том, как она замечательно сегодня выглядит, – рассказывает 29-летняя Ирина, – но я сдержалась, потому что не была уверена в уместности своих слов. Когда же я наконец решилась сделать комплимент, она искренне обрадовалась». «Стоит задуматься о том, какие последствия может вызвать молчание, – говорит Сергей Харитонов. – Настроение коллеги могло бы улучшиться, но вы не решились сказать ему что-то приятное; подчиненный мог бы начать серьезнее относиться к своей работе, но вы не сделали ему замечания. Вовремя сказанные слова часто оказываются намного полезнее молчания».