Я все беру на себя

Помогать другим хорошо, никто не спорит. Плохо, когда эти другие начинают манипулировать нашим расположением и ответственностью. "Мари Клер" расскажет, как и когда стоит говорить "нет".

Так бывает

как говорить нет
как говорить нет

Вы сидите с детьми Оли, которая ушла на свидание с очередным мужчиной своей мечты, ищете врача для мамы Наташи, подвозите в аэропорт Катю. При этом вам надо не забыть про Марину – она привезла для вашей свекрови чудо-пластыри – и про саму свекровь, отдыхающую где-то на водах и беспокоящуюся о цветах, оставшихся без полива. Безусловно, вам приходила в голову мысль, что кому-то из них: цветам или чужому кавалеру – надо было сказать «нет». Но как обидеть человека? Он же на вас рассчитывал...

Что с этим делать

Вы привыкли отвечать согласием на все просьбы? Приучите себя думать, прежде чем давать ответ. Это позволит вам принять правильное решение.

Очень часто люди просят других сделать то, что им самим делать неприятно или просто лень. Ведь гораздо легче предложить подруге приехать за вами в пять утра в аэропорт, чем заранее позаботиться о такси. Не бойтесь говорить «нет». Вменяемые люди не обидятся, услышав от вас четкий вежливый отказ. А невменяемые? Останутся недовольными, даже если вы посвятите им лучшие годы своей жизни.

Так бывает

Вы приходите на работу одной из первых, берете бумаги домой на выходные и все равно еле-еле успеваете сделать все в срок. И дело не в том, что на своем рабочем месте вы предпочитаете писать посты в ЖЖ или работаете со скоростью черепахи. Просто кажется, что в офисе вы делаете буквально все – от выполнения своих прямых обязанностей до обучения ассистентов отдела, подстраховки беременной коллеги и покупок подарков девочкам из бухгалтерии. Вот и сейчас, пока вы пытаетесь читать этот текст, вам уже позвонили с работы и попросили взять на себя внезапно появившегося и очень важного клиента, «ведь только такой профессионал, как вы, сумеет решить эту проблему». Вы прекрасно понимаете, что вами манипулируют, но ничего с этим поделать не можете.

Что с этим делать

Сядьте и составьте список всех дел, которые вам предстоит сделать завтра. Разделите их на три группы. В группу А пойдут самые важные, неотложные и обязательные дела. Не забудьте внести туда полноценный обед (творожки и салатики в пластиковых коробочках – не в счет) и восьмичасовой сон. В группу Б – все то, что сделать желательно. К группе В отнесите обучение младших коллег и прочие вещи, которые стоит выполнять только в том случае, если вам совершенно нечем заняться. Если к концу дня вы обнаружили, что сделали все дела из первого списка, значит, со своей работой вы справились на пять. Все остальное – лишь штрихи к портрету вашего совершенства.

Вспомните о том, что с людьми надо делиться. В том числе и своими обязанностями. Например, поиск подарка на день рождения коллеги можно кому-нибудь перепоручить. Конечно, не со словами: «Вам заняться нечем, пока я тут…» – а напомнив о том, что она прекрасный эксперт в области бытовой техники, постоянная клиентка сети «Парфюм-престиж» или мама двоих детей, прекрасно понимающая нужды юбилярши.

Бывает и так, что начальник требует перебрать все отчеты за год, составить перспективные планы вашей деятельности на неделю, месяц и год, обзвонить партнеров и выяснить точное время (желательно по минутам) выполнения их части работы. И это все в один день, не отменяя текущих дел. Не успеете – лишат квартального бонуса. Против лома нет приема, вздыхаете вы и идете выполнять порученное. А зря. Составьте полный список требуемых дел и обратитесь за помощью прямо к руководству. Пусть подскажет вам, в какой именно очередности стоит их выполнять. Так вы переложите на начальника ответственность за невыполненные дела. Ведь именно он расставил приоритеты.