Уметь говорить публично

Овладеть вниманием слушателей, найти верные слова, быть услышанным… Искусство говорить публично основано на нескольких правилах, неизменных со времен Античности. О них рассказывает психотерапевт Адольф Хараш.

Думать о другом человеке

говорим публично
говорим публично

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора не обеспечены заранее. Поэтому он должен уметь устанавливать контакт со слушателями, удерживать их внимание. Уметь говорить – это и уметь слушать, быть внимательным к реакциям другого человека настолько, чтобы адаптировать наши слова и нашу манеру выражаться к его ожиданиям, возможностям и эмоциям. «Это не означает, что мы должны идти на поводу у тех, кто сидит в зале, ловить их желания и стараться им угодить, – считает Адольф Хараш. – Для того чтобы донести до них свои мысли, необходимо оставаться самим собой и осознавать, что аудитория не едина, что она состоит из отдельных личностей, с которыми нужно быть готовым вступить в диалог. По их реакции можно уловить, какие вопросы они могут задать, какие у них могут быть возражения, контраргументы. Выступление на публике по форме представляет собой монолог, однако по сути это всегда диалог (пусть даже мысленный) со слушателями».

Приводить в соответствие свое поведение со своей речью

Как и в любом общении, в публичном выступлении есть два плана: что именно мы говорим и как говорим. Интонации, мимика, жесты играют не меньшую роль, чем слова, содержание речи. Говоря со слушателями в доверительном тоне, нельзя выглядеть высокомерным; желая их увлечь, нельзя говорить равнодушно. «Если поведение оратора противоречит словам, цель его выступления окажется недостижимой: аудитория почувствует фальшь, закроется, перестанет воспринимать содержание и смысл речи, – убежден Адольф Хараш. – Если человек верит в то, о чем говорит, знает свой предмет, захвачен его изложением, он не думает о позе, жесте или выражении лица – они становятся естественным обрамлением слов».

Верить в то, что вы говорите

Выступление перед аудиторией – это не исполнение роли и не игра на публику. Для того чтобы нас слушали, заинтересовались предметом выступления, мы должны верить в то, о чем говорим. Когда мы уверены в своей мысли и в своих словах, мы всегда убедительны и способны взволновать других. «Плохой оратор притворяется тем, кем (как ему кажется) в данный момент хочет видеть его публика, – говорит Адольф Хараш. – Он угадывает, как нужно себя вести, играет роль и поэтому фальшивит. Хороший оратор никем не притворяется, не идентифицирует себя с определенной ролью, выступая перед аудиторией, он остается самим собой, и именно это вызывает доверие у слушателей».