Уметь говорить публично

Оставаться хозяином своих эмоций

Невозможно выступать на публике, если не владеешь собой. Движимые сильной радостью, гневом или грустью, мы теряем способность чувствовать аудиторию, удерживать внимание слушателей. Однако контроль над эмоциями не заключается в их подавлении: если оратор почувствовал, что что-то его раздражает или смешит, он может признаться в этом слушателям, сделать это предметом разговора, обыграть. Такой прием помогает установить неформальные отношения с аудиторией, наладить контакт, расположить к себе. Также владение собой приобретается благодаря разным техникам расслабления и контроля над дыханием.

Читать, писать, рассказывать

Многие из нас выступают на публике, не имея четкого плана, идеи о том, что мы хотим сказать. Импровизируя, используя неточные слова и выражения, мы мешаем публике понимать нас. Важно тренироваться и говорить с аудиторией, предельно ясно, логично, четко выражая свои мысли. Поэтому ораторское искусство требует постоянной работы, которую можно выразить в трех словах: читать, писать, рассказывать. Читать, чтобы обогатить свой словарный запас; писать, чтобы научиться четко формулировать то, о чем хочешь сказать; рассказывать, чтобы учиться мыслить вслух.

Дышите, вы взволнованы!

Выступая на публике, каждый из нас испытывает определенное волнение. Однако, если мы нервничаем слишком сильно, это может помешать установить контакт со слушателями, донести до них свои мысли. «Взволнованность можно научиться контролировать и держать в разумных пределах», – считает президент американской Ассоциации по развитию коммуникации Аллен Вайнер (Allen Weiner). Он предлагает советы, которые помогут сделать менее заметными признаки волнения*.

  • Если ваши руки сильно дрожат, это показывает, что вас страшит выступление перед чужими людьми. Делайте свои записи не на листах бумаги, а на карточках: бумага имеет меньший вес и большие размеры, и из-за этого дрожание рук становится более заметным. Не держите постоянно в руках указку или другие предметы, которые сделают ваше волнение более очевидным.
  • Суетливое хождение по сцене – еще один признак беспокойства. Подойдите ближе к публике и остановитесь. Затем сделайте несколько шагов в другую сторону и снова замрите.
  • Большое значение имеет то, как вы вытираете проступающие капельки пота. Если вы разворачиваете носовой платок и начинаете тереть лоб, то при этом выглядите как человек на грани нервного срыва. Лучше держать платок сложенным. Промокайте лоб легким движением и сразу же кладите платок в карман.

* М. Кушнер «Умение выступать на публике для «чайников», Вильямс, 2006.