Видеть себя вне стереотипов

Быть красивыми или не быть вообще… Под давлением общепринятых стереотипов легко перестать замечать собственную привлекательность – далекую от стандартов, но неповторимую. Путей, ведущих к принятию своей внешности, немало. Предлагаем вам исследовать некоторые из них.

Слово «Красота» – именно с большой буквы и в единственном числе – встречается нам в заголовках женских журналов, на уличных щитах и вывесках косметических салонов. Выглядеть просто «неплохо» сегодня недостаточно – каждому человеку надлежит соответствовать некоему абстрактному идеалу или по меньшей мере настойчиво к нему стремиться. Но чтобы хотя бы отдаленно напоминать Синди Кроуфорд или Анджелину Джоли, внешность которых массмедиа превозносят как эталон совершенства, непременно нужно сбросить 5–10 килограммов и подрасти на 15–20 сантиметров. Диктат красоты не щадит и мужчин: им в последние годы тоже предписывается походить на полубогов. В результате постоянного прессинга мы чувствуем себя участниками глобального крестового похода против самих себя – нам приходится вести бой с бесчисленными достоинствами, которыми мы желаем и не можем обладать: большой грудью и упругими мускулами, длинными ногами и подтянутым прессом, гладкой кожей и густыми волосами.

Взгляды меняются с возрастом

Примерно до 8–10 лет большинство девочек и мальчиков хорошо относятся к своей внешности. Их самооценка остается высокой, если родители любят их и относятся к ним с пониманием. Ситуация меняется в подростковом возрасте: в среднем 23% девушек и 7% юношей соблюдают строгую диету и предпринимают другие усилия, для того чтобы изменить свою внешность и похудеть*. 70% женщин и 30% мужчин считают себя слишком полными**. 14% посетителей нашего сайта www.psychologies.ru говорят о том, что внешность – основной критерий, по которому их оценивают окружающие.

* Опрос проводился в 2004 году Всемирной организацией здравоохранения в 35 странах Европы и Северной Америки; в нем приняли участие 162 000 подростков 11, 13 и 15 лет.** Psychologies magazine, июнь 2005 года.

Отказ от унификации

«Бессознательно защищаясь от такого влияния, многие впадают в другую крайность – пытаются убедить себя, что внешность не так уж важна, – говорит психотерапевт Марина Хазанова. – И ошибаются: на самом деле внешность имеет значение. В психологии существует немало исследований, которые подтверждают этот факт». Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность женщины в значительной степени предопределяет ее успех у мужчин. То же касается и красивых мужчин: женщинам они нравятся гораздо больше, чем некрасивые*. Красота доставляет удовольствие всем: более привлекательные люди получают более престижную работу и больше зарабатывают**. Аналогичную предвзятость проявляют и взрослые, когда судят о детях. Американский психолог Карен Дион (Karen Dion) доказала, что дети, которых взрослые считают внешне недостаточно привлекательными, учатся хуже, чем их «красивые» сверстники, и хуже овладевают социальными навыками***.

Однако столь однозначное доминирование жестких и стереотипных представлений о красоте оказалось невыгодно… производителям товаров массового потребления: люди, не соответствующие общепринятым стандартам, чувствуют свою ущемленность, им сложнее подобрать себе одежду, обувь, косметику, и их покупательский потенциал не реализуется. Выход из положения нашел американский косметический бренд Dove. 8 марта 2004 года стартовала его беспрецедентная рекламная кампания: продукцию рекламировали пять «обычных» женщин со множеством «недостатков» во внешности: рыженькая веснушчатая девушка; морщинистая пожилая дама; очаровательная толстушка в обтягивающем платье; сорокалетняя худышка и женщина с седыми волосами... Однако каждая из них буквально лучилась обаянием, энергией и уверенностью в собственной привлекательности. Глядя на них, таких счастливых и таких нестандартных, невольно задумываешься: должна ли красота обязательно умещаться в размер S? Может быть, благородная седина – это не повод для стыда, но предмет гордости? И действительно ли после 60 лет мы перестаем быть красивыми?

Одновременно был проведен международный опрос на сайтеwww.campaignforrealbeauty.com, показавший, что только 2% женщин считают себя красивыми. Получив такие данные, Dove объявила о старте «Кампании за истинную красоту», цель которой – начать всемирную дискуссию о природе красоты. В Россию кампания приходит 15 мая этого года. «Настаивая на том, что истинная красота не имеет единой, раз и навсегда установленной формы, размера и возраста, мы в каком-то смысле переворачиваем господствующие предрассудки, – говорит Стефан Эли (Stephane Ely), консультант по стратегическому развитию компании. – Эта новая тенденция в маркетинге показывает, что в обществе начался процесс отказа от диктата безукоризненной внешности и вечной молодости. От единого эталона мы переходим к многообразию».

* Дэвид Майерс «Социальная психология». Питер, 2004. ** Patricia Roszel, David Kennedy, Edward Grabb, Journal of psychology, 1989, vol. 123***Karen Dion, Ellen Berscheid, Elanie Walster. Journal of personality and social psychology, 1972, vol. 24.4