Зачем нам быть авторитетными?

Родители не только вправе, но и обязаны установить для ребенка определенные правила и ограничения, которые позволят ему стать человеком и усвоить правила жизни среди людей. Правила – это то, что люди устанавливают между собой и для себя; именно они делают возможным человеческое общение и жизнь в обществе.

Жизнь по правилам

Установки родителей, их ожидания часто определяют стратегию взаимоотношений в семье. «Если мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя легко и свободно, уважали и себя, и окружающих, были самостоятельны, умели делать выбор и отвечать за него, жизнь семьи скорее всего будет подчинена продуманным правилам, – объясняет психотерапевт Маргарита Жамкочьян. – Все члены семьи будут стараться соблюдать их. Так, не поспевая домой к условленному времени, каждый позвонит и предупредит об этом. Если же цель взрослых – «обуздать» ребенка, подчинить его, они скорее всего станут регулировать его поведение с помощью множества ограничений».

Разница между правилами и ограничениями, казалось бы, очевидна: первые направляют, вторые ограничивают. Ограничения вызывают непроизвольное чувство протеста и не устраивают большинство из нас, а правила стараются соблюдать многие. Наглядный пример – дорожное движение. «Все понимают пользу указательных стрелок, и никто не спорит с тем, что на перекрестках нужны светофоры, – говорит Маргарита Жамкочьян. – Однако большинство автолюбителей «спорят» со знаками, которые предписывают сбавлять скорость. Именно они вызывают внутреннее сопротивление, поскольку являются ограничениями». Правила реже вызывают протест и потому, что они распространяются на всех (а ограничения – на других). «Если в семье не принято кричать друг на друга, значит, и взрослые не имеют права повышать голос на де-тей, – продолжает Маргарита Жамкочьян. – И, если такое случилось, ребенок вправе сказать: «Ты кричишь, мне это не нравится, это не по правилам».

Правила поведения не только помогают ребенку понять разницу между дозволенным и запрещенным, но и способствуют разрешению простых (и сложных) задач, которые возникают в семье каждый день. Приучить детей мыть руки после прогулки, чистить зубы перед сном, убирать со стола… «Выработайте правила, которые будут действовать в вашей семье, – советует возрастной психолог Татьяна Бедник. – Обсудите их, определите санкции за их невыполнение и закрепите их. Например, нарисуйте плакатик со словом «руки». Каждый раз после прогулки обращайте на него внимание ребенка, и он скорее всего сам спокойно отправится в ванную».

Все меняется

Правила можно (и нужно) корректировать, менять. В каждой семье наступает время, когда их приходится пересматривать: дети растут, меняются обстоятельства. Знакомая всем ситуация: ребенок хочет приходить домой позже обычного. Возникает дилемма: родители, беспокоясь, не могут позволить ему возвращаться позже девяти, а он жаждет общения со сверстниками и не хочет выглядеть «маленьким», уходя домой раньше всех. «Договоритесь, что он будет звонить (как и все члены семьи), если задерживается, – советует школьный психолог Наталья Евсикова. – Таким образом вы замените старое правило на другое в соответствии с новой позицией ребенка не только в семье, но и в социуме. И будьте последовательны: правило становится правилом, только когда за его нарушение предусматриваются санкции, которые подтверждают серьезность правила».