Чего хотят женщины, не делая макияж

На одном из самых древних видов искусства – украшать себя – сегодня сосредоточены самые передовые технологии с миллиардными бюджетами. И многие по каким-то причинам готовы тратить на макияж и собственное время, и немалые деньги. Отчет о нашем расследовании.

Для российских женщин косметика – практически предмет первой необходимости. Большинство из них готовы отказаться от нее лишь в том случае, если денег перестанет хватать на еду*. «Женщина тратит на косметику примерно 12% своего ежемесячного дохода, – рассказывает Анна Дычева-Смирнова, организатор крупнейшей в Восточной Европе парфюмерно-косметической выставки «Интершарм». – Объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2006 году составил почти 8 миллиардов долларов. И продолжает расти. Объем рынка США оценивается примерно в 35 миллиардов долларов, Западной Европы – в 36 миллиардов евро». Каких целей пытаются достичь женщины, отдавая этому столько усилий и средств? И может ли самая дорогая или самая правильно подобранная косметика сделать нашу жизнь лучше, приблизить нас к гармонии с собой?

Самая привлекательная

По данным социологических опросов, большинство женщин пользуются косметикой в первую очередь для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Как показали исследования, проведенные компанией TSC для Clinique, 77% россиянок говорят о том, что мнение мужчин имеет решающее значение в отношении всего, что касается их внешности. В США и Великобритании так же ответили около 50% женщин**. «В частных беседах многие мужчины также признаются, что им нравятся женщины с макияжем, в красивой, подчеркнуто женственной одежде, – комментирует гештальттерапевт Ольга Долгополова. – Среди европейцев и американцев большее значение имеют личностные качества: в ответ на вопрос «Какие женщины вам нравятся?» мало кому придет в голову вывести на первый план как ценность именно внешние данные. Это по меньшей мере несовременно».

Такое отношение к своей внешности в определенной мере связано с демографической ситуацией: когда сложно найти себе пару, макияж становится для женщины одним из средств обратить на себя внимание. Возможно, также и поэтому в провинции, в небольших городах и поселках женщины стремятся использовать более яркий макияж и одежду, постоянно выглядеть, что называется, нарядно. «Привлечение сексуального партнера – одна из самых сильных мотиваций нашего поведения, – рассказывает Ольга Долгополова. – Эта потребность связана с сохранением жизни, возможностью продолжить свой род».

«Самые активные потребительницы средств макияжа в России – женщины от 20 до 34 лет, – комментирует Анна Дычева-Смирнова. – Но они почти полностью перестают пользоваться косметикой примерно к 60 годам. А, например, среди американок уровень расходов на косметику остается неизменным до 55 лет, да и после 60 они продолжают ей пользоваться». Тем не менее у нас молодые женщины (в целом) пользуются макияжем гораздо активнее, чем, скажем, в Европе или Америке. «В нашей стране быть не замужем, не иметь партнера – значит (в глазах общественного мнения) быть женщиной неуспешной, – объясняет Ольга Долгополова. – И чем дальше от столицы, тем более заметна эта тенденция».

Во многом она связана с отсутствием социальной защищенности. В большинстве развитых стран женщин (их здоровье, права) оберегает закон; государство также поддерживает тех, у кого родился ребенок, и в результате большинство из них могут самостоятельно (без участия мужчины) обеспечить себя.

Какая есть

«Без макияжа чувствую себя словно голая, – признается 41-летняя Наталья. – Никогда не выхожу на улицу без косметики». «Для меня это была настоящая проблема, когда мы жили месяц в палатках у моря, – не могу без макияжа! – рассказывает 22-летняя Елизавета. – Когда море смывает косметику, мне кажется, у меня нет ни глаз, ни губ, ни бровей. Первое, что сделала, когда вернулись в город, – перманентный тату-макияж, чтобы всегда быть во всеоружии». Иногда такое отношение к косметике приближается к зависимости: женщина живет с ощущением, что без макияжа она недостаточно хороша. Ольга Долгополова комментирует: «Некоторые уверены в том, что, прежде чем показаться на глаза своему партнеру (скажем, утром, после сна), нужно привести в порядок лицо. Что женщина должна оставаться для мужчины неизменно прекрасной, всегда ухоженной, безупречной. Казалось бы, что плохого в этом намерении? На самом деле за таким подходом к себе кроется невысокая самооценка, неспособность принять себя, убежденность в том, что «ни в коем случае нельзя показать себя такой, какая я есть на самом деле, потому что такой я нравиться не могу».

* По данным исследовательской компании «Комкон», 2006. ** По данным The Segmentation для Clinique, октябрь, 2006.