Чего хотят женщины, не делая макияж

Без оглядки на других

Кажется, что супермодели, голливудские актрисы и прочие действующие лица глянцевой действительности особым образом влияют на сознание женщин, буквально заставляя их стремиться к определенным образцам красоты и побуждая покупать косметику. Но социологи доказали, что большинство женщин вовсе не столь внушаемы*. В ходе опроса 10 000 женщин из 12 стран мира выяснилось, что реклама с участием знаменитостей не влияет на выбор и предпочтения, связанные с косметикой. Исключение составляют Индия и ЮАР. Хотя мнение окружающих для большинства женщин все-таки важно.

* Исследование The Segmentation для Clinique, октябрь, 2006.

Смысл маски

Итак, женщины «делают лицо», прежде чем показать себя миру, создают образы и надевают их на себя – «роковая», «куколка», «лолита» – или делают ма-кияж, создающий впечатление... отсутствия макияжа. Эти образы меняются в соответствии с модой и тем, какую роль в социуме в данный момент женщина намерена играть. Это своего рода послания, несущие социальный смысл, – как кастовые знаки «бинди» на лбу индийских женщин или нарисованные мушки на дамских лицах и шеях во времена Помпадур. «Это как бы не вполне я, а некий легальный образ меня – такой, какой я предъявляю себя миру, – поясняет Ольга Долгополова. – То, что могут видеть и обсуждать другие, – всего лишь мой образ, на самом деле неизвестно, какая я в реальности. Это способ увеличить личную дистанцию, чувствовать себя более защищенной, неоголенной и неранимой. А без маски «я открываюсь лишь тем, кому доверяю». В этом есть очень древний, обереговый смысл раскраски лица – защита, маска».

Боевая раскраска

Так это привычное ежедневное действо – нанесение макияжа – приоткрывает нам свой архетипический, впитанный нами с рождения смысл. «Раскраска лица в примитивных сообществах – это атрибут боевых действий, – рассказывает Ольга Долгополова. – Но и в нашей жизни непрерывно происходит «битва полов», и макияж – один из видов оружия». Заметим: в нашем любовном, романтическом лексиконе мы используем слова «покорить», «добиться», «пленить», «завоевать» – они отражают скрытую сторону отношений. «В близких отношениях мы испытываем именно амбивалентные чувства, – продолжает Ольга Долгополова. – Известный психотерапевт, классик психоаналитического направления Карен Хорни (Karen Horney) подробно описывает эти феномены любви-ненависти. Зрелый человек способен интегрировать внутри себя эти полярности: время от времени я не люблю, раздражаюсь и даже ненавижу, но это не значит, что отношения не удались или их пора завершать. В гендерных отношениях очень важно осознавать и принимать в себе изрядную долю амбивалентности, учиться с ней обходиться социально приемлемыми способами. Наш макияж – это обольщающая раскраска. Она помогает «одержать победу», «выиграть» во взаимодействии полов».

Полезные ископаемые

Один из мифов, связанных с декоративной косметикой, основан на том, что макияж вреден для кожи. Такая точка зрения по меньшей мере несовременна: средства макияжа являются хорошей защитой лица (единственной постоянно открытой части тела) от агрессии внешней среды, включая ультрафиолетовое излучение и свободные радикалы. И оказывается, самые нейтральные, хорошо переносимые и натуральные средства макияжа – это те древние красители, которые наши предки наносили на кожу в ритуальных целях: микронизированные (очень тщательно измельченные) минералы обладают естественным солнцезащитным действием, примерно равным SPF15. Инертные минералы не поглощаются кожей, не вступают ни в какие реакции, что сводит к нулю риск аллергии и раздражения, и более того, препятствуют размножению бактерий – что делает возможным использование минерального макияжа после хирургических вмешательств или при дерматологических проблемах. Средства на основе микронизированных минералов существуют у марок I. D. Bare Minerals и Jane Iredale.

Возвращение к себе

Выглядеть хорошо, чувствовать себя привлекательной, ощущать себя уверенно – именно эти бонусы макияжа перечисляют женщины как безусловные шаги на пути к счастью. Макияж дает нам возможность повысить самооценку, считает американский визажист Бобби Браун (Bobbi Brown), написавшая книгу «Эволю-ция красоты» («Beauty Evolution», HarperCollins Publishers, 2005). «Выглядеть наилучшим образом означает для меня три вещи: принять то, что мы не можем изменить, быть уверенным в себе и обладать некоторыми знаниями в отношении макияжа. А быть уверенным в себе – значит осознать, что в вас есть особенное, и не фокусироваться на том, что вам не нравится». Визажист Эдуардо Феррейра (Eduardo Ferreira) из команды Бобби развивает эту идею: «Допустим, девушке не нравится ее нос. Она стоит перед зеркалом и говорит: «Мне не нравится мой нос». Она уже не в состоянии видеть ничего на своем лице, кроме этого носа. Приходит к визажисту и просит научить ее, как сделать его меньше (тоньше). Нос – объект ее постоянного внимания – становится объектом внимания окружающих.А прекрасные глаза или красиво очерченные губы отходят на второй план». Но макияж может стать и средством терапии для тех, кто стремится принять себя. Стоит лишь позволить себе увидеть то, что в нашей внешности нравится (нам) более всего. И, подходя к зеркалу, помнить об этом. «Это поможет увидеть себя настоящую, – считает Эдуардо Феррейра. – Не такой, как 10 лет назад, и не такой, какой вы никогда не будете, но именно себя – в настоящий момент».