Клиент-центрированный подход: опыт роста

В каждом из нас есть позитивное начало – оно может стать источником нашей силы, научить справляться с проблемами и понимать других людей. О методе клиент-центрированной терапии рассказывает психолог Александр Орлов*.

Люди по своей природе добры и свободны. В каждом из нас есть стремление совершать хорошие поступки и развивать свой потенциал, но раскрывается оно лишь благодаря особым отношениям с другими людьми – доверительным и принимающим. Так считал один из основоположников гуманистической психологии, выдающийся американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (Carl Rogers). Он первым обратил внимание не на истоки проблем или особенности поведения тех, кто приходил к нему за помощью, а на реальные чувства человека, в особенности – на его потребность в понимании. Роджерс сформулировал основы клиент-центрированного подхода в психотерапии, который с 1960-х годов прошлого века стал стал вторым в мире по популярности после психоанализа. Он настаивал: этот метод не научная теория, а особый жизненный принцип. Им может воспользоваться любой, кто хочет понять, что именно заставляет его совершать те или иные поступки, а также научиться принимать поступки и чувства других.

Просто быть собой

На протяжении многих веков религиозные и светские мыслители утверждали, что человек от рождения ленив и нелюбопытен, неуправляем и аморален. Из этого напрашивался очевидный вывод: человека необходимо полностью контролировать, заставляя механически перенимать правила поведения и образ мыслей от родителей и других наставников. Боясь наказания, мы с детства учимся предъявлять другим только свою «положительную» сторону: приятное выражение лица, добрые слова, хорошее настроение, уверенность в себе.

Слабость, раздражение, злость принято сдерживать и прятать. Таким образом мы сами загоняем себя в ситуацию, когда окружающие принимают нас выборочно, половинчато, а наши внешние и внутренние ценности вступают в конфликт, отнимающий радость жизни, силы и здоровье. «Я долго считал, что мои ближайшие коллеги по работе без матерных слов просто не в состоянии общаться, – рассказывает 26-летний Николай. – Это совсем не мой стиль, но я молчал – мне не хотелось показаться ханжой или стать изгоем. Но в какой-то момент я вдруг понял, что совершенно не обязан терпеть. На следующий же день я им сказал, что слушать все это мне неприятно. К моему изумлению, они перестали материться, по крайней мере в моем присутствии».

Три принципа Карла Роджерса

Они лежат в основе метода клиент-центрированной терапии и дают нам возможность понимать, что именно в момент общения с нами чувствуют и переживают другие люди.

  • Безусловное, безоценочное принятие Умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их. Это искреннее отношение к другому как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть.
  • Эмпатия Способность точно воспринимать чувства других людей и сопереживать им, понимать и принимать их, даже если сам поступаешь иначе. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью».
  • Конгруэнтность Подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.