Клиент-центрированный подход: опыт роста

Ежедневно в каждом из нас происходят конфликты между нашими подлинными желаниями и требованиями общества. Исход этих столкновений зависит от того, насколько мы способны хранить верность своему глубинному самоощущению, иными словами, имеем ли мы доступ к главному источнику своей силы – позитивному началу, которое дарит нам способность творчески преображать мир. Мы можем открыть позитивное начало в себе и помочь в этом другим, если научимся безоценочно принимать окружающих, искренне сопереживать их чувствам и честно выражать собственные. Роджерс считал, что каждый человек, вне зависимости от своего отношения к психологии, обладает врожденными терапевтическими способностями. Он описал идеальный образ «полноценно функционирующего человека» – свободного и ответственного, реализующего свои возможности с опорой не на навязанные убеждения, а на естественные, общечеловеческие ценности. Такому человеку удается успешно адаптироваться к внешним требованиям общества, не изменяя при этом самому себе – свободной, растущей и развивающейся личности.

Кому это нужно

Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.

Плохих людей не бывает

Отказ ориентироваться на внешние нормы вовсе не говорит об эгоизме или асоциальности: речь идет лишь об истинной свободе внутреннего выбора. Однозначно плохих, эгоистичных людей не существует – есть только те, кто проявляет свое позитивное начало искаженно. Каждый человек достоин уважения уже на том основании, что он – человек, говорил Карл Роджерс. То, что мы считаем проявлением злонамеренности, объяснял он, на самом деле – лишь позитивное намерение, принявшее извращенную форму. Однажды ученого спросили, как из обычного европейского мальчика мог вырасти Гитлер. Он ответил: этому ребенку (а вслед за ним и многим, многим другим) не повезло – на его жизненном пути не встретился ни один человек, способный принять и понять его.

Чаще всего дурные поступки мы совершаем потому, что окружающие не хотят принимать нас такими, какими мы являемся, подавляют и игнорируют наши эмоции, стараясь переделать нас на свой лад. Например, нередко подростки начинают грубить, драться, воровать, когда чувствуют, что сами по себе, со своими эмоциями и желаниями, родителям неинтересны и пытаются вызвать с их стороны внимание к себе – пусть даже в форме раздражения и ненависти. Влияние других людей может исказить гармоничный природный замысел, но в основе поведения любого человека, считает Роджерс, все же лежит желание быть понятым и принятым.

Этапы работы

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: он никого не направляет, ничем не руководит, ни к чему не принуждает. Здесь не употребляются понятия нормы и патологии, болезни и излечения, диагноза и симптома. Терапевт безоценочно примет все, что будет сказано клиентом. Терапия происходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, и терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. В результате терапии ее участник приходит к ощущению свободы и полноты жизни со всеми ее радостями и трудностями. Обычно достаточно 6–10 часовых сеансов с периодичностью раз или два в неделю, но даже одна встреча может дать заметные результаты. Стоимость встречи — от 30 до 100 у. е.