Наука быть позитивным

В чем же преимущества позитивного взгляда на мир? И вообще, кто сказал, что оптимистом быть лучше, чем пессимистом? О том, как видит феномен оптимизма современная психология, рассказывает специалист в области психологии мотивации Тамара Гордеева*.

*Тамара Гордеева – доцент факультета психологии МГУ, автор книги «Психология мотивации достижения» (Смысл, 2006).

Ответить на вопрос «Зачем быть оптимистом?» несложно. Пожалуй, лучше других это удалось знаменитому политику Уинстону Черчиллю: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности». Кто же такой оптимист? Принято считать, что это человек, верящий, что в будущем его ждет больше хороших событий, чем плохих, и что его действия приведут к достижению поставленных целей. Но оптимизм проявляется не только в тональности наших прогнозов на будущее, но и в том, как мы воспринимаем события настоящего и прошлого. Наша жизнь во многом зависит от того, как мы сами ее оцениваем – вкладываем ли мы в происходящее положительный или отрицательный смысл. Первыми об этом начали писать древнегреческие философы-стоики: Эпиктет, к примеру, говорил, что нас расстраивают не наши невзгоды, а то, как мы к ним относимся. Об оптимизме писали Готфрид Лейбниц, Вольтер, Артур Шопенгауэр, эту тему исследовали в своих произведениях Даниэль Дефо и Лев Толстой. Вслед за философами и литераторами изучением оптимизма начали заниматься психологи.

УСПЕХ И БЕСПОМОЩНОСТЬ

Первым шагом стали исследования психологических механизмов успешности. В середине 1960-х годов американский психолог Джулиан Роттер (Julian Rotter) предположил, что люди, возлагающие ответственность за события собственной жизни в первую очередь на самих себя, как правило, более активны и добиваются большего, чем те, кто склонен винить во всем внешние обстоятельства.Американского психолога Бернарда Вайнера (Bernard Weiner) заинтересовал другой аспект: почему одни люди, столкнувшись с неудачами, быстро сдаются, а другие не прекращают усилий, несмотря ни на что? Он предположил, что это напрямую зависит от того, в чем они видят причину своих успехов и неудач. В процессе исследований, например, оказалось, что дети, хорошо успевающие в школе, верят, что их достижения – результат их способностей, а спорадические провалы связывают с тем, что недостаточно постарались. Те же, кто учится не так хорошо, каждый свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей. Однако наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман (Martin Seligman) – профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни. С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление так называемой выученной беспомощности у животных и людей. Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать. Эти исследования навели Мартина Селигмана на размышления о том, можно ли посредством осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как «счастье», «оптимизм», «положительные эмоции».

СТИЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ

Почему одни люди легко становятся беспомощными жертвами обстоятельств, а другие упорно продолжают сопротивление? Этот вопрос привел Мартина Селигмана к выработке понятия «стиль объяснения» – таким термином он предложил обозначать способ, которым человек привык объяснять себе причины происходящего. Стиль объяснения может быть оптимистическим или пессимистическим. В стрессовых ситуациях именно от привычного для человека стиля объяснения зависит, сдастся ли он на волю обстоятельств или будет продолжать бороться. При пессимистическом стиле объяснения негативные события описываются личными, постоянными и универсальными характеристиками («Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся»), и наоборот, позитивные события при пессимистическом стиле объяснения рассматриваются как случайные, временные и вызванные внешними причинами. Напротив, при оптимистическом стиле объяснения негативные события объясняются внешними, временными и конкретными причинами («Так сложились обстоятельства, это быстро пройдет»), а позитивные – как постоянные, универсальные и вызванные личностными причинами, например способностями.

«Я чувствую себя оптимистом, когда…

…общаюсь со своими друзьями. Меня всегда восхищали люди, способные находить в плохом пусть и толику, но хорошего. Их жизненная энергия заразительна, они фонтанируют идеями и мыслями, своим примером заставляют меня становиться лучше с каждым днем. Для меня эти люди бесценны. Благодаря им я с легкостью прохожу через жизненные перипетии, глубоко при этом надеясь, что ничто меня не сможет сломить…» ТАТЬЯНА, 22 ГОДА