Жить на светлой стороне

Можно ли быть позитивно настроенным, не будучи наивным, мыслить конструктивно, не питая ложных иллюзий? Да. «Просвещенный» оптимизм существует, и в основе его лежат вера в себя и умение радоваться жизни. Это особый тип мышления, которому можно научиться.

«Я чувствуюсебя оптимистом…

…когда вспоминаю, как уехала жить за границу. Начались сложности с работой, общением, выживанием в другой культуре, и я обнаружила в себе то, чего никогда прежде не осознавала: я поняла, что не могу сложить руки и перестать бороться. Я чувствую себя оптимисткой, когда, несмотря ни на что, верю в себя и в то, что все препятствия призрачны. Оптимизм – это когда потерялся в лесу, но знаешь, что тебе кто-то обязательно встретится и выведет из него. Это по сути и вера в других». АННА, 27 ЛЕТ

«Все к лучшему в этом лучшем из миров»? Фраза вольтеровского Кандида действительно хороша, но сегодня мало кому под силу искренне разделить его убеждения. Телесюжеты о военных конфликтах и экономических потрясениях, криминальная хроника, проблемы с экологией, ставшая привычным явлением нетерпимость – пожалуй, окружающий нас мир мог бы выглядеть и получше. Да и в личной жизни не у всех дела обстоят блестяще. У кого среди знакомых нет того, кто столкнулся с серьезной болезнью, безработицей или депрессией? И, даже если нас самих эти беды обошли стороной, человеческая участь нередко кажется нам несправедливой. «Человек смертен, поэтому он никогда не будет счастлив на сто процентов» – это слова Вуди Аллена, чьи произведения никогда не отличались особым оптимизмом. А ведь по сути он прав.Но как же тогда сохранить позитивный настрой, ведь без него проблем станет еще больше… Верить, что лучшее ждет нас впереди? На фоне того, что происходит в мире и с нами самими, безудержный и наивный оптимизм кажется даже чем-то неприличным. Поэтому речь в этом «Досье» пойдет не о нем.

НИ ОТРИЦАНИЕ, НИ ИДЕАЛИЗМ

Вера в то, что мир прекрасен, а в будущем нас ждет только счастье, говорит о стремлении отгородиться от реальности. «Человек, верящий в это, открыт свету внутри себя, но абсолютно закрыт для мира, – говорит транзактный аналитик Вадим Петровский. – Эта вера блокирует его возможности воспринимать реальность: установка на хорошее позволяет не замечать все плохое, искажая тем самым то, что происходит в действительности». Подобный оптимизм в итоге способен привести лишь к разочарованию. Такой человек твердит: «Все будет хорошо!» – хотя события его жизни кричат об обратном. Так, мадам Баттерфляй, героиня оперы Пуччини, все ждала бросившего ее красавца офицера, верила в лучшее будущее, отказываясь принять настоящее: «Он обязательно вернется!» Такое ослепление в психоанализе называется «отрицанием реальности». Этот механизм защиты психики срабатывает, когда прямой взгляд на происходящее становится невыносимым и человек начинает бессознательно отрицать факты, мысли и чувства, вызывающие тревогу.Идеализм – другой пагубный способ не замечать реальность. Отводя первое место чувствам и идеалам, к которым следует стремиться, он тоже ведет к разочарованиям. Верить, что истина для всех едина или что наше благополучие может всецело зависеть лишь от одного человека, означает самостоятельно завести себя в тупик. А потому и об этой разновидности оптимизма мы тоже говорить не будем.

Национальные особенности oптимизма

На нашу склонность к оптимизму влияют и свойства культурно-исторической модели, в которой мы живем. «Для русской культуры позитивный взгляд на мир не слишком характерен, – размышляет историк Наталья Проскурякова. – На протяжении большей части нашей истории едва ли не для всего населения страны главной целью оставалось физическое выживание. Формированию позитивных установок препятствовала и роль православия: в отличие от католицизма и протестантизма, оно не предполагает прижизненной награды, относя ее к сфере загробного существования. Советское общество на декларативном уровне было насквозь оптимистично, хотя такому оптимизму было трудно укорениться в сознании людей: слишком уж приниженной была их роль в государстве, слишком шатким – материальное положение. Сегодня, по мере стабилизации экономической ситуации, у нас появляется шанс изменить свое восприятие мира. Но для этого необходимо, чтобы мы усвоили ценности гражданского общества, важнейшая из которых – уважение к правам личности». ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ