Я теряюсь в конфликтной ситуации

При любом конфликте они впадают в растерянность, ощущают неловкость и беспомощность. Эти чувства могут перерасти в острое недовольство собой, вызвать снижение самооценки. Почему некоторым из нас не удается адекватно реагировать на возникающий конфликт?

Сталкиваясь с резкой критикой или неожиданной реакцией на свои слова и поступки, некоторые люди словно впадают в ступор: не могут подобрать слова, краснеют, теряют контроль над ситуацией. Позже они долго и мучительно думают о том, что нужно было сказать, и ругают себя за то, что не сумели сделать этого вовремя. «Человеку необходимо компенсировать свое пассивное поведение, ведь на самом деле он знает адекватный ответ, – говорит нарративный психолог Екатерина Дайчик. – Но сожаление и досада заставляют вновь и вновь прокручивать в голове прошлую ситуацию, тем самым лишь усиливая ощущение беспомощности и душевного дискомфорта».

Татьяна, 35 лет, маркетолог

«Я нейтрализую обстановку с помощью юмора»

«В детстве, когда меня ругали, мне хотелось провалиться сквозь землю. Став взрослой, я часто испытывала нечто похожее на работе. Когда мне делал замечание кто-то из коллег, чувствовала себя как школьница: глотала слезы, злилась на себя и ни слова не могла сказать в свою защиту. Недавно я начала курс психотерапии и поняла, что моя главная проблема – в неспособности выражать свои чувства, в том числе и тогда, когда меня что-то не устраивает. Метод «лобовой контратаки» для меня неприемлем, поэтому я нашла для себя способ, более соответствующий моим наклонностями: теперь конфликтные ситуации я нейтрализую с помощью юмора и чувствую себя при этом намного увереннее».

Запрет на эмоции

«В момент конфликта мне практически никогда не удается сохранить самообладание, – признается 34-летняя Наталья. – У меня буквально перехватывает горло, а все силы уходят на то, чтобы не расплакаться». Собственное неумение вовремя подобрать правильные слова мы часто оправдываем неожиданным напором со стороны оппонента. Его эмоции парализуют нас, лишая возможности возразить по существу или потребовать изменения общего тона беседы. «Существует устойчивое представление, согласно которому воспитанные (интеллигентные) люди не должны выражать ответную агрессию, – продолжает Екатерина Дайчик. – Такой запрет не позволяет человеку адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и, как правило, передается из поколения в поколение». Однако, табуируя собственные эмоции и регулярно ставя себя в положение жертвы, мы невольно создаем благоприятные условия для формирования заниженной самооценки.