Наполнить жизнь собой

В наше время все чаще встречаются люди, живущие без удовольствия, без надежд и страданий, словно отрезанные от самих себя. Как не оказаться безучастным зрителем собственной жизни? Психоаналитик Жак Арен* предлагает нам одно из возможных решений: попытаться осмыслить свою историю и пределы своих сил.

Psychologies: Вы проявляете пристальный интерес к тому, как люди ищут собственное «я». Почему?Жак Арен: Больше всего меня интересует парадоксальное соотношение понятий «себя» и «другого» в человеческой личности. Сегодня мы оказались между двумя противоположными императивами: «заботиться о себе» и «забыть себя». Возьмем, к примеру, отношения в паре. Множество людей мечтают раскрыться как личность, но одновременно очень многого ждут от своего спутника: им хочется, чтобы именно он помог им найти их собственное «я». Сейчас повсюду твердят, что нужно быть независимым, но при этом множество людей не могут идти по жизни сами, без опоры… Моя задача в том, чтобы помочь моим пациентам выстроить свою уникальную личность, определить собственную идентичность, не забывая о важности «другого», и тогда однажды они смогут осмысленно произнести слово «я».

* Жак Арен (Jaсques ArПnes) – французский психоаналитик, член Международной группы по изучению сновидческих состояний в психоанализе (GIREP). Автор многих книг, руководитель книжных серий в издательствах Fleurus и Editions de l'Atelier.

Что это такое – наше «я»?С точки зрения психоанализа собственное «я» обрел тот, кто может говорить об истории своей жизни, понимая, что она уникальна. Сегодня я встречаю множество молодых людей, которым недоступны их собственные детские воспоминания. Они говорят мне: «Да что тут рассказывать? Ничего особенного. С родителями все было как у всех». Но как можно построить личность, опираясь только на настоящее? Еще до начала анализа я предлагаю им поинтересоваться тем, где похоронены бабушки и дедушки, какие анекдоты любили рассказывать в семье… Лишь когда они начинают понимать, что их личная история объемна, что она соткана из случайностей, горестей и радостей, можно приступать к классической аналитической работе.

Вы считаете, это относительно новая проблема?Во времена Фрейда страдания невротика были очевидны, а скрытые конфликты проявлялись уже в самом начале анализа… Мои пациенты, как и множество наших современников, живут как в тумане и не ощущают страдания. Они, похоже, не переживают конфликты, а скорее испытывают неопределенное недомогание. Многие говорят, что чувствуют себя зрителями на спектакле собственной жизни. Им не знакомы ни настоящее отчаяние, ни истинное наслаждение. Можно было бы считать это симптомом депрессии, но, когда подобные вещи присутствуют повсеместно, это становится культурным феноменом: люди чувствуют, что отрезаны от самих себя. В сущности, нет большой разницы между реальным и мнимым существованием, кроме одной: мнимое необитаемо. Существование многих наших современников мнимо – в том смысле, что внутри этого существования никого нет.