The Secret

Мы живем по закону притяжения

«Наполеон на императорском троне», Жан-Огюст Энгр, 1806.
«Наполеон на императорском троне», Жан-Огюст Энгр, 1806.
На долларовой купюре изображен масонский символ и девиз: «Новый мировой порядок».
На долларовой купюре изображен масонский символ и девиз: «Новый мировой порядок».

«Около года назад моя жизнь полетела под откос. Внезапно умер отец, работа не шла, в семье начались серьезные проблемы. В момент полнейшего отчаяния мне открылась грандиозная тайна…» – с такого закадрового текста начинается фильм. Голос принадлежит создательнице The Secret, телепродюсеру из Австралии Ронде Берн. Вскоре после того, как в жизни у нее случился кризис – тот самый, о котором говорится в начале картины, – в руки Ронды случайно попала книжка знаменитого американского ученого начала 20 века Уолласа Уоттлса The Science of Getting Rich («Наука достижения богатства»), о том, что, направив мысли в нужное русло, каждый из нас способен достичь всего, чего пожелает. В первую очередь – богатства. Ронда в буквальном смысле «подсела» на идею безграничных возможностей мысли и, перечитав об этом кучу всего, взяла кредит под залог дома и начала съемки странного, как многим тогда казалось, фильма. Он состоял из интервью с 25 гуру – известными, правда, в основном только в Америке (за исключением Джона Грея, автора знаменитой книжной серии «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»), писателями, врачами, преуспевающими бизнесменами, теологами, квантовыми физиками, психологами и т.п.

Монета с изображением римского императора Адриана, реформатора, покровителя наук и искусств.
Монета с изображением римского императора Адриана, реформатора, покровителя наук и искусств.
«Все, что мы собой представляем, – это то, о чем мы думали раньше». Будда
«Все, что мы собой представляем, – это то, о чем мы думали раньше». Будда
«Задумайте и попросите, как будто вы заказываете по каталогу у вселенной».

Большинство – те, кого в Америке принято называть self-made people – «сделавшие себя сами». И все они говорят о пресловутом «Секрете», через познание которого якобы можно получить ключи к земному счастью. Секрет заключается в так называемом Law of Attraction – Законе Притяжения, который, по мнению авторов фильма, движет всеми нами и Вселенной в целом. Суть его в том, что подобное притягивает подобное и не кто-то другой, а мы сами являемся «магнитами» всего, что с нами в жизни происходит. Своими мыслями – сознательно и подсознательно – мы как бы «притягиваем» соответствующие события и обстоятельства, нравится нам это или нет. «Вы становитесь тем, о чем думаете. Ведь мысли – материальны», – говорит в фильме один из экспертов.

Мнение эксперта

Ключ к замку

Вадим Петровский, профессор, психотерапевт, трансактный аналитик

Вы замечали, что маленькие дети очень избирательны? К одним «незнакомым» подойдут сразу, сядут на колени и дадут себя обнять, а к другим «незнакомым» – калачом не заманишь. В каждом из нас живет такой маленький ребенок. Высматривает, к кому подойти, кого отвергнуть. Часто такие «выбираемые» похожи на папу-маму, не обязательно внешне, но манерой поведения, голосом, запахом, мимикой. Эрик Берн, главный в мире теоретик сценарной трактовки судьбы, отвечает: все наши жизненные установки обычно формируются к шести годам. Если хотите разобраться в этом вопросе сами, читайте его книгу «Что мы говорим после того, как сказали “привет”». В частности, образцы семейного общения задают наши родители. Выросшие дети неосознанно им подражают. Папа разводился три раза, а мама имела двух любовников, которые заходили в дом на рюмку чая, пока папа бывал в командировке. Этот опыт откладывается в сознании мальчика. Возможно, он будет потом сильно ревновать как минимум одну из трех своих жен. Женщина жалуется на деспотизм мужа. Почему ей все время «по жизни» «достаются» только такие мужчины? На сеансе психотерапевта она открывает сходство между всеми этими тиранами и ее деспотом-отцом. Представлять себе «идеального» партнера, составлять списки качеств, которыми он должен обладать, пытаясь «привлечь», «притянуть» такого человека, – по моему мнению, это чистый вымысел. Но вымыслы порой способны творить чудеса. Беспокоит здесь другое: мы пытаемся подобрать возлюбленного (возлюбленную), как ключ подбирают к замку. Выписать наперед некий ряд качеств и к ним примеривать другого человека. Такая любовь возможна. Но она называется «по расчету» (в данном случае психологическому, не финансовому). О такой любви говорят – «прагма».

Другие жизненные установки – «не будь первым», «не будь значимым», «не чувствуй», «не думай», «не будь собой», «будь сильным» и т.п. – тоже формируются в раннем детстве. Это директивы, которые мы сознательно и бессознательно усваиваем от старших. В любом случае наши визуализации во взрослом возрасте суть выражение и продолжение наших сценарных решений, коренящихся в детстве. Главное здесь то, что мы способны изменить наш сценарий в любой момент, когда его осознаем. Ведь воля – это способность создать для себя такие условия, когда иной способ действия невозможен. Эти условия человек создает себе сам. Это больше, чем визуализация идеала, и больше, чем катарсис осознания.