Быть на высоте в общении

3. Старайтесь действовать

Собеседник может нас как воодушевлять, так и раздражать, предложение о сотрудничестве быть любопытным или, наоборот, оставит нас равнодушными... Наша реакция на происходящее всегда спонтанна и непроизвольна и зависит прежде всего от эмоций, которые мы испытываем в данный момент. Именно поэтому она так часто сказывается на отношениях не лучшим образом, становится источником непонимания, обиды и конфликтов. В то время как действие возникает в результате анализа наших глубинных потребностей и желаний и позволяет нам их осмысленно удовлетворять. Учитесь осмысленно действовать, а не реагировать эмоционально и спонтанно.

«Начните с вопросов к себе: какие эмоции во мне преобладают – восторг, раздражение, любопытство, злорадство? – советует экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – В чем я действительно нуждаюсь, в чем ощущаю потребность и как ее лучше удовлетворить? Учитесь говорить «нет», прекращайте чересчур агрессивную дискуссию, не отвечайте на провокацию собеседника, дайте себе время на размышления, прежде чем принять (или отклонить) предложение». Важно также научиться слушать собеседника не перебивая. Все это позволит вам чувствовать гармонию с самим собой и проявлять лучшее в общении с другими людьми.

4. Упражняйтесь в искусстве критики

Слишком часто страх не понравиться (спровоцировать конфликт, вызвать обиду) не позволяет нам говорить о том, что по-настоящему ранит нас, причиняет боль или разочаровывает. Но критиковать не значит быть агрессивным. Наоборот, конструктивная критика свидетельствует о подлинных чувствах («Если я могу сказать тебе о том, что вызывает во мне такие сильные чувства, значит, ты мне не безразличен»). Кроме того, говоря о своих чувствах, мы даем возможность другому человеку что-то изменить в себе, а значит, личностно развиваться. И наконец, конструктивная критика – это хорошее упражнение, которое освобождает нас от гнева, обиды или желания обмануть, требует проявления особых качеств, таких, как деликатность, искренность и эмпатия.

Критика должна быть конкретной и аргументированной, кроме того, она должна иметь в основе факт, пример поведения или конкретного действия собеседника. И конечно, нельзя критиковать личные качества, индивидуальные особенности оппонента.

5. Развивайте способность сопереживать

Индейцы говорят: «Перед тем как судить человека, походи целый день в его мокасинах». Проявлять эмпатию означает быть способным ощущать психологическое состояние другого человека так, как если бы оно было твоим собственным. Только такое глубокое и тонкое понимание может предотвратить поверхностные суждения о другом человеке. На мгновение согласитесь с собеседником, почувствуйте, какие эмоции его наполняют, ощутите его мотивацию (как разумом, так и сердцем). «Сделайте это прежде, чем начать спорить с собеседником или опротестовать его точку зрения, – говорит Светлана Кривцова. – Со временем вы обнаружите, что ваше отношение к другим и к самому себе стало более мягким и доброжелательным».

6. Имейте храбрость доверять

Вы хотели бы доверять людям, но страх, что вас предадут или обманут, сковывает вас. Кроме того, неприятные переживания из прошлого или ваша мнительность могут усилить недоверчивость или заставить вас отказаться от еще одной попытки. «Это неверно, поскольку не доверять означает тратить огромное количество сил на то, чтобы подозревать, наблюдать, проверять, выжидать, – объясняет психотерапевт Маргарита Жамкочьян. – Что, в свою очередь, означает жить в постоянном напряжении, видеть мир негативно, истощая и отравляя себя и свою собственную жизнь». Ищите основания, чтобы верить людям, но никогда не делайте этого вслепую. Доверяйте окружающим настолько, насколько это в ваших силах. Попробуйте воспринимать всех своих собеседников как тех, кто заслуживает доверия, пока вам неизвестно обратное.