Что тебе подарить

Кажется, что может быть проще: купить, завернуть, вручить! Но Ольга Вайнштейн, культуролог и любительница делать сюрпризы, так не считает. Она обнаружила в подарках много тайных смыслов и поймала бескорыстных с виду дарителей на коварных уловках.

смысл подарков
смысл подарков

Кому из нас не приходилось перед праздниками толкаться в магазинах, подыскивая подарки, и в последнюю минуту, проклиная все на свете, вдобавок застревать в очереди на упаковку! Совсем как в фильме «Реальная любовь», помните? Современные возможности шопинга, казалось бы, облегчают выбор, но в то же время намного усложняют задачу. «Как хорошо, когда в силу обстоятельств исключена возможность выбирать подарок! – отмечает американский философ Р. Эмерсон. – Ведь если на человеке, постучавшемся в вашу дверь, нет ботинок, вам не придется размышлять, стоит ли дарить ему краски». Однако если идей нет и поиск подарка оказывается непосильным бременем, многие дарители (откровенно или незаметно для самих себя) прибегают к хитростям. Например, под видом личного подарка члену семьи преподносят нечто заведомо полезное в хозяйстве: скажем, бытовую технику или (еще хуже) сковородку. Или же – банальная уловка – просто «сплавляют» в виде подарка ненужную вещь. Более тонкий маневр – подменить интересы одаряемого своими: так, страстный библиофил под благовидным предлогом поиска подарка может провести целый день в книжном магазине и в итоге приобрести уйму ценных изданий для себя, а заодно купить презент приятелю.

А иногда за роскошным и тщательно подобранным подарком проглядывает «свой интерес» дарителя. Антропологи давно сделали вывод: дарение – это не только ритуальная жертва, но и попытка утвердить свою власть над одаряемым, запуская механизм обменных отношений. Чем солиднее подарок, тем выше авторитет дарителя. По индейским обычаям, вождь племени периодически устраивал «потлач»: принимая гостей, буквально уничтожал свое имущество – сжигал шалаши и лодки, убивал рабов, отдавал в дар насущно необходимые инструменты и одеяла. Зато таким образом он демонстрировал свое могущество, а свидетели и получатели его разорительных даров оказывались у него в долгу. В результате подарок оказывался средством влияния. В наши дни эта древняя функция подарков используется очень активно.

Одна моя подруга долго не понимала, почему старенькая родственница постоянно дарила ей дорогостоящие сервизы. Кроме того, дама обожала регулярно звонить ей домой, давать уйму ненужных советов и рассказывать нравоучительные истории. Принимая подарки, моя подруга каждый раз невольно санкционировала ее право таким образом вторгаться в свою личную жизнь. Но если здесь мы, по сути, имеем дело с косвенной манипуляцией, то в более прямолинейных вариантах подарок может расцениваться как настоятельный императив или – в смягченном виде – намек на программу действий. Это любимая стратегия многих родителей. Допустим, подросток – «гот» и одевается во все черное с кладбищенской атрибутикой, а папа с мамой дарят ему классический «взрослый» костюм с галстуком. Из этой же серии подарков-как-пожеланий – музыкальные инструменты или астрономические приборы, абонементы в спортивный зал. За дарителем остается право интересоваться: «А носишь ли ты тот милый пиджачок, что мы тебе подарили?», «А ходишь ли на занятия?»

Получатель подарка не может прямо саботировать эти отношения еще и оттого, что в подтексте подарка присутствует отсылка к детству или к дню рождения. Сама ситуация получения подарка подразумевает некоторый добровольный инфантилизм. Ностальгией по детству охотно пользуются в рекламе – сколько слоганов начинается с незатейливых призывов «побалуйте себя» или «подарите себе»... Покупатель в идеале должен почувствовать себя наивным ребенком, именинником, о желаниях которого, естественно, готовы позаботиться «взрослые» рекламодатели и производители.

Этим циничным «играм обмена» противостоят новые, сугубо рациональные тенденции: дарить деньги, подарочные сертификаты, составлять списки нужных подарков на свадьбу и вывешивать их в Интернете. Это, конечно, прозаично, зато оставляет человеку, которому кто-то хочет сделать приятное, право выбора – малую толику драгоценной свободы.