Наука не побеждать

Мальчик боится прикоснуться к прописям, и изо всех сил силами старается оттянуть домашнее задание по письму. Девочка, когда-то любившая гимнастику, как только перестало получаться, в зал - ни ногой...

Что делать? Если проблема в том что ребенок не умеет справляться с поражением то...

1) Больше хвалите сильные области, вещи в которых он достигает успеха. Если человек уверен в себе, временное поражение в одной из областей не будет для него таким ударом. Он найдет в себе силы принять его, пережить и постараться еще.

2) Дайте понять вашему ребенку, что вы реалистично оцениваете его возможности и знания. Мальчику, мама которого видит его гениальным скрипачом, гораздо страшнее разочаровать ее. Разучивая сложный этюд, он нервничает больше.

3) Дайте ребенку понять: неудача говорит лишь о том, что что-то не получилось сейчас. Если постараться, если приложить больше усилий, если учиться - оно получится. Проигрыш не значит, что ты неумный, неспортивный, неудачник и т.д.

Делая упор на знания и ум родители, возможно, ошибаются. Лучше подчеркивать трудолюбие, стремление получить знания – то есть показывать, что успехи, которых ребенок добивается, прямо зависят от него – сделанных уроков, тренировок, вложенного труда. В таком случае мы ориентируем его на сам процесс, на развитие. Ум, знания и умения можно развивать, постоянная величина - это положительные качества ребенка, которые приведут и приводят к успехам.

4) Пусть ребенок знает, что вы любите его таким, какой он есть, и верите в него. Всегда. Чтобы ни случилось. Потому что он - это он. Не получившееся задание по математике никак не может повлиять на вашу любовь.

5) Ни когда не позорьте своего ребенка перед другими детьми из-за его неудачи.

6) Придумайте с ребенком заклинание, которое он в случае чего сможет повторять про себя, когда волнуется или когда что-то уже не вышло. Например: "если я не получу пятерку за контрольную, это не значит, что я идиот" и т.д. Или научите просто глубоко вздохнуть, сосчитать до 50 и продолжить.

7) Будьте терпимее и меньше критикуйте за неудачи.

8) Показывайте детям на собственном положительном примере, что личный проигрыш или неудача - не трагедия.

9) Научите детей сравнивать результат не с результатом соседа, а с собственным результатом вчера и позавчера. Хвалите за успехи по сравнению с собой.

10) Спокойно разберитесь с ребенком в причинах неудачи – кстати, не обязательно дожидаться, когда у него что-то не получится, можно просто поиграть в такую ситуацию – «А что бы ты подумал, если….» Например, он получил плохую оценку – возможно, не смог хорошо сосредоточиться, или его отвлекало что-то. Возможно, он волновался. Возможно, другой ребенок, у которого результаты лучше, больше занимался. Делая упор на процесс, а не на качества ребенка, вы переводите мысль в другую плоскость и помогает ребенку лучше понять происходящее. Он учится анализировать ситуацию, а других людей - не оценивать как «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Куда полезнее порассуждать о том что другой ребенок мог думать, чувствовать и знать такого, что позволило ему стать чемпионом.