Есть ли у вас харизма?

Личные качества

На рубеже ХIХ–ХХ веков в науке была популярна «теория великой личности». «В ее основе – идея о том, что все выдающиеся исторические личности (Иисус Христос, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт…) обладают схожим набором необыкновенных черт, которые и делают их великими, – рассказывает социальный психолог Екатерина Дубовская. – У обыкновенных смертных, гласила теория, их нет. Можно предположить, что речь идет о харизме, благодаря которой эти властители дум и вершители судеб направляли народы, повелевали странами, завоевывая мир и создавая империи».

«Лидер появляется там, где для него уже есть ниша наших ожиданий».

Чтобы доказать эту теорию, исследователи составили список ключевых качеств, присущих харизматическим лидерам*. Удалось выявить почти сотню черт, которыми обладали замечательные исторические деятели. «Однако называемые «харизматическими» лидеры обладают настолько различными характеристиками, что кажется трудным, если не невозможным, выделить искомое основание», – считает Роджер Итвел (Roger Eatwell) профессор Батского университета (Великобритания)**. На деле получается, что каждый из великих обладал индивидуальным набором качеств. Предположение о том, что формула харизмы у всех лидеров одинакова, не выдержало критики.

Владимир Познер, телеведущий:

«Такой человек выражает тебя так, как сам себя ты выразить не можешь»

«Слово «харизма» имеет эквивалент в русском языке – это «обаяние». Оно дано человеку природой. Кажется, тот, у которого есть это обаяние, говорит как раз то, что ты сам хотел бы сказать, но не знаешь как. Это нечто такое, что каждый человек считает обращенным лично на себя и с чем он себя отождествляет. Харизматичный человек выражает тебя так, как ты сам себя выразить не можешь. Это и есть необыкновенное, сильное обаяние. У моего отца было такое.

Есть во французском слово charmant или в английском charming. «Харизма» – это оттуда, общий корень. Еnfant charmant – это необыкновенное, обаятельное дитя. В детстве мне приходилось слышать такое от взрослых в собственный адрес».

В ожидании богов

Социальные психологи определяют харизму как свойство образа человека, который сумел завоевать признание широкой общественности. Иначе говоря, это совокупность индивидуальных черт характера конкретного человека, его поступки, образ мысли, внешние данные. «Хотя в некоторых случаях достаточно внешности, – поясняет Акоп Назаретян. – Скажем, конкистадоры, первые европейцы, которые прибыли в Америку, «заслужили» признание у коренных жителей… благодаря своим бородам. Дело в том, что у индейцев растительность на лице пробивается неохотно. Есть легенда, что местные жители в прибывших к ним бородатых людях узнали богов – именно так, согласно пророчествам, те и должны были выглядеть». Но мало обладать как удачной внешностью, так и необходимыми внутренними данными. Чтобы харизма человека была отмечена и признана, она должна проявиться в правильное время и правильном месте. «Харизматический лидер может появиться там и тогда, где и когда для него уже сформирована ниша наших ожиданий, – объясняет Акоп Назаретян. – Нередко это происходит, когда общество находится в кризисных стадиях своего развития. В стране с длительной демократической традицией, в стабильной экономической и социально-политической ситуации гораздо меньше шансов на появление харизматического лидера».Итак, чтобы в обществе засияла новая харизматическая звезда, необходимо, чтобы данные «кандидата» совпали с нашими запросами. Это может произойти стихийно. Или же (сегодня) при участии специально подготовленных людей – политтехнологов. Они с помощью отработанных методов (изучение симпатий фокус-групп, поиск ниши для кандидата, анализ настроений, слухов и пр.) способны подготовить явление харизматической личности.

Татьяна Лазарева, телеведущая:

«Такая личность интересна, потому что ты тоже ей интересен»

«Я не столь смела, чтобы оценить изнутри, есть ли у меня харизма. Очевидно, что это что-то, что нельзя неожиданно приобрести годам к 45. Харизма, по-моему, – это нечто врожденное или приобретенное в семье. Аналог этому слову в русском языке – наверное, «личность». В современном мире, к сожалению, шоу-бизнес раздувает, фальсифицирует личности, показывая их каждый день по ТВ. На самом деле они таковыми не являются. Харизма – это влияние личности, которому ты поддаешься. Влияние всего в совокупности, а не только обаяния или жесткой воли, которой ты подчиняешься, или пытливого ума, которому ты удивляешься. Впрочем, все харизматичные люди наделены живым, ярким, подвижным умом. Они интересны, потому что ты им тоже интересен. Обязательно существует обратная связь с человеком, на которого они производят впечатление».

* Р. Бэрон, Д. Бирн. Б. Джонсон,«Социальная психология: ключевые идеи». Питер, 2003.

** Р. Итвел «Возрождение харизмы? Теория и проблемы операционализации понятий». Социологические исследования, № 3, 2003.