Люди, я вас боюсь

Как победить «оценочный дефицит»

Вот три классические ситуации (от самой простой до самой сложной), в которых ваш страх может помешать правильно действовать. Советы доктора Фредерика Фанже помогут выйти из них победителем

Как попросить официанта заменить пережаренный стейк?

  • Гоните мысли, которые заводят вас в тупик: «Он мне все равно откажет», «Я поставлю его в неловкую ситуацию перед посетителями», «Он будет считать меня стервой», «Здесь не такой уж шикарный ресторан, чтобы так выпендриваться», «Так не делают». Лучше скажите себе, что, проглотив кусочек этой подметки, станете злиться на весь свет, включая официанта, ресторан, посетителей, но самое главное — на себя саму. И напротив, если вы спокойно изложите свою просьбу, у вас есть шанс без особых хлопот добиться желаемого. Даже не получив того, чего хотели, вы ничего не потеряете, но при этом сохраните уважение к себе.
  • Постарайтесь, чтобы все шансы оказались на вашей стороне. Изложите свою просьбу любезно, с улыбкой, не привлекая лишнего внимания. Не стоит возмущаться на весь ресторан. Подзовите официанта и спокойно скажите: «Я была бы вам очень благодарна, если бы вы смогли принести мне менее прожаренный стейк». Лучше сказать: «По-моему, мясо пережарено» вместо категоричного: «Мясо пережарено». Это более результативно: словами «по-моему» вы берете ответственность на себя и выражаете свои чувства, что не является поводом для обсуждения. Ну и, наконец, не пренебрегайте условным наклонением, оно менее агрессивно.
  • Принимайте в расчет чужие интересы: если официант упирается, не стоит контратаковать. Скажите лучше: «Я понимаю, что это отнимет у вас время, но я бы очень попросила». Не бойтесь повторять свою просьбу снова и снова, как заезженная пластинка. Вы удивитесь, насколько хорошо это работает.
  • Если вашу просьбу все-таки не удовлетворят, заключите любезно, но твердо: «Я очень расстроена вашим отказом». И сделайте необходимые выводы.

Как отказать подруге, которая просит помочь ей с переездом в субботу?

  • Осознайте свое право на отказ: кто, кроме вас, определит для окружающих необходимые границы в общении с вами. Отказ — выражение вашей индивидуальности. Простофиля, который всегда и всем отвечает согласием, разрушает себя изнутри. Если этот переезд для вас настоящее стихийное бедствие, отказаться от него — значит просто уважать себя.+ Точно обоснуйте свой отказ: «Мне это дело просто не под силу». Тогда подруга поймет, что вы отказываете ей не в дружбе вообще, а лишь в этой конкретной услуге.
  • Не старайтесь оправдаться классическими извинениями: «Я устала», «Муж не поймет, если я на весь день уйду из дома». Если вам неловко, сопроводите отказ следующим объяснением: «Мне очень неудобно отказываться, ты же знаешь, как мне всегда трудно говорить «нет».
  • Сразу же предложите ей другую услугу, которая более согласуется с вашими возможностями. «Если хочешь, я найду тебе машину для переезда» или «Приходи ко мне вечером, поужинаешь спокойно».

Как попросить начальника об увеличении зарплаты?

  • Выберите подходящий момент. Назначьте встречу с начальником, предупредив, что хотите с ним «кое-что» обсудить. Убедитесь, что вам никто не будет мешать.
  • Вычислите мысли, которые не дают вам начать разговор («Меня будут считать карьеристкой или нахалкой», «Я создам трудности для компании», «Он мне все равно откажет»), и гоните их как можно дальше.
  • Сосредоточьтесь на более конструктивных доводах: «Я добросовестно работаю, моя просьба оправданна», «Если даже мне откажут, я ничего не потеряю, но буду знать, что по крайней мере не побоялась попросить», «Пусть босс сам решает, может фирма повысить мне зарплату или нет».
  • Не ходите вокруг да около, точно сформулируйте свою просьбу: «Я попросила о встрече, потому что хотела бы получить повышение зарплаты на 5% с такого-то числа. Что вы по этому поводу думаете?»
  • Начальник выдвигает свои аргументы: «Если я повышу зарплату вам, придется поощрить и ваших коллег. Как же быть?» Вариант: «Наши прибыли выросли, но из кризиса мы пока не выбрались. У вас коммерческое образование, вы должны понимать, что мы должны отбить свои затраты». Или: «Сейчас неподходящий момент, у нас сорвалась сделка с крупным клиентом».
  • Спокойно все выслушайте, но не попадайтесь в ловушку и не уходите от темы. Наоборот, при каждом новом доводе вашего собеседника возвращайте беседу в нужное вам русло: «Я понимаю ваши трудности, но это другая проблема. А моя просьба состоит в том…» Если его аргументы кажутся вам убедительными, попробуйте возразить следующим образом: «Да, действительно, я вас очень хорошо понимаю. Я об этом тоже подумала и прошу только 5 %».
  • Учитесь вести переговоры. Не пытайтесь получить все и сразу. Если вы чувствуете, что боссу требуется время на размышление, предоставьте его.
  • Далее действуйте по обстановке:
    • если он согласится, искренне поблагодарите его;
    • если вам прибавят зарплату на 3 %, поблагодарите его и за это, делая упор на том, чего вы добились, а не на том, чего недополучили. Так вы покажете боссу, что оценили его усилия. Ничто не помешает вам вернуться к разговору о дополнительных 2 % через несколько месяцев;
    • если вы остались ни с чем, постарайтесь все же позитивно закончить разговор. Скажите: «Знаете, мне жаль, что я не добилась своей цели, но я рада, что вы нашли время рассмотреть мою просьбу». Таким образом, у вас будет задел на будущее, когда через несколько месяцев придете с той же самой просьбой, предварив ее словами: «Вы думаете, что я ни о чем другом не могу говорить, но мне действительно хотелось бы…»