Должна ли готовить хорошая мать?

Меню из «баночки»

«Если говорить о замене грудного молока при его нехватке или по медицинским показаниям, то адаптированные смеси – это единственно возможный вариант, – считает детский гастроэнтеролог Юрий Копанев*. – Другое дело – прикорм или продукты общего стола. Здесь выбор есть: ребенку можно как готовить, так и покупать детское питание. К его производству отношение очень серьезное: над созданием сбалансированных по составу, питательной ценности и консистенции детских продуктов работают лучшие специалисты диетологии, педиатрии и гастроэнтерологии, и такое питание максимально соответствует потребностям и возможностям малыша. В нем категорически запрещено использование вредных пищевых добавок. «Баночки» в какой-то мере даже безопаснее обычных продуктов, которые могут быть «экологически сомнительны» или «химически обработанны». С детским питанием может сравниться только то, что получено «со своего огорода». Поэтому кормить ребенка можно так, как удобнее родителям. Если времени не хватает, спокойно берите «баночки». Их не мешает купить, просто чтобы понять, как выглядит идеально подходящий для ребенка продукт. Готовое детское питание и домашняя еда вовсе не исключают друг друга, по желанию их очень удобно комбинировать».

*Врач-консультант Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Габричевского.

Дежурные по кухне

Для того чтобы привить своим детям вкус к качественной, разнообразной и изысканной пище, вовсе не обязательно все завтраки, обеды и ужины готовить самостоятельно. Можно научить ребенка выбирать хорошую еду в магазине или красиво накрывать на стол, используя готовые продукты. Главное – захотеть и суметь создать за трапезой теплую, приятную атмосферу, когда настроение повышается задолго до усаживания за стол.

Заранее обсудите, каким будет ваше воскресное меню. При этом не обязательно полдня стоять у плиты, жарить, парить и тушить одновременно. Даже самые строгие диетологи подтвердят, что некоторые полуфабрикаты могут быть для мамы прекрасным подспорьем. Но сделать что-то своими руками, а тем более совместно с ребенком, вполне возможно. Будет ли это игра или реальная помощь – неважно. Главное – у вас появится общее дело, и вы перестанете считать проведенные у плиты минуты временем, украденным у малыша. В таком приеме есть и воспитательный аспект. «Видеть» и «делать» – это два необходимых элемента в деле развития детского вкуса, – настаивает Натали Ригаль (Natalie Rigal), автор исследований в области психологии вкуса и преподаватель французского университета Paris-X-Nanterre. – Ребенок, который помогал родителям готовить морковную запеканку, гораздо легче согласится ее съесть, ведь это и его творение тоже. А вот готовое «нечто» из контейнера, который мама ставит в микроволновку, может его и не прельстить». Пусть даже ваше совместное творчество будет совсем простым, например салат с сыром или всего лишь подливка для горячего блюда. Но за обедом не забудьте спросить у ребенка: «Эта подливка тебе понравилась больше, чем та, которую мы делали в прошлую субботу? Может быть, в следующий раз добавить еще немного петрушки или томатной пасты? Как тебе кажется?» Постепенно ребенок научится различать в еде тонкие нюансы и будет получать от дегустации разных блюд особое удовольствие.

Юлия Меньшова, телеведущая

У меня работа не регламентированная, и я очень переживаю, когда не могу уделять детям достаточно внимания. А вот вопросом «Хорошая ли я мать, если я не готовлю?» я не задаюсь. Да, на неделе кухней занимаюсь не я, но в выходные с огромным удовольствием готовлю детям то, что им нравится. Я люблю постоять у плиты, для меня это своеобразный момент творчества. А вот на полуфабрикаты я наложила табу: они и для взрослых не очень-то годятся».

Как люблю, так и кормлю?

Современной маме известны рекомендации диетологов по рациональному и сбалансированному питанию. Естественно, их проще выполнять, если готовишь еду своими руками. Нередко, чтобы заглушить в себе чувство вины (нет времени заняться кухней) или стыда («Мать, а не умею готовить!»), мы бросаемся запекать, к примеру, цветную капусту («Это, солнышко, очень полезно для здоровья!»), а затем с горечью наблюдаем, как ребенок тоскливо ковыряется в тарелке, и обижаемся на него: «Тебе что, не нравится то, что я приготовила?» «Не смешивайте понятия, – призывает Натали Ригаль. – Заставляя детей есть то, что им не нравится, чтобы доказать нам свою любовь, мы лишь вызываем у них чувство вины».

К желаниям ребенка обязательно нужно прислушиваться, потому что категории «нравится – не нравится», «вкусно – не вкусно» не подконтрольны его воле. Есть, например, дети, абсолютно равнодушные к салатам, – зато они с удовольствием пожуют кусок яблока или морковь. Тогда поговорите с ними о разных сортах фруктов или овощей, устройте настоящую дегустацию. Другие дети каждый вечер готовы есть макароны с сыром, пельмени и другую еду, совсем не полезную с точки зрения диетологов. И в этой ситуации можно найти разумный компромисс. Предлагайте им время от времени макароны в сочетании с овощами и травами.

Иными словами, не стоит относиться к еде чересчур строго и требовать от ребенка слишком многого. Любовь должна, образно выражаясь, витать вокруг стола, а не дымиться в тарелке. Порой мы склонны вкладывать слишком много себя, своих желаний, страхов и амбиций в какое-нибудь банальное овощное пюре. Нужно просто принять мысль о том, что ребенок может чего-то не любить. Не стоит делать из этого личную проблему.