Как им объяснить, "кто такой Бог"

«Где я был, пока не родился?» «А куда мы пойдем, когда умрем?» «Бог добрый или злой?» Отвечая на метафизические вопросы своего ребенка, мы усмиряем его тревоги и помогаем в поисках смысла своей жизни.

Основные идеи

  • Знание защищает. Представление об устройстве мира дает ребенку чувство большей безопасности.
  • Искренность помогает. Честный разговор о том, что дают родителям их воззрения, поможет формированию его личности.
  • Толерантность воспитывается. Зная, что взгляды бывают разными, дети вырастут более терпимыми.

Мы живем в светском обществе, где религия уже не играет той главенствующей роли, которую она играла в жизни наших предков. Современный человек не слишком часто размышляет о божественном, считая вопросы веры скорее частным делом каждого или попросту не придавая им особого значения. И поэтому нередко мы оказываемся не готовы к разговору на эту тему с нашими детьми. «В прошлом году, увидев по телевизору рождественскую службу, дочка потребовала, чтобы ее отвели в храм, – рассказывает Олег, отец семилетней Ксюши. – Она начала бегать, аукать, как в лесу, заглядывать во все углы. Потом Ксюша сказала, что искала Бога. Я попытался как мог объяснить ей, что его нельзя увидеть глазами, но, боюсь, она меня так и не поняла».

Сталкиваясь с подобными трудностями, многие из нас не касаются этой непростой темы в разговорах с ребенком в надежде, что с возрастом тот сам во всем разберется. Однако, обходя молчанием вопросы веры и устройства мироздания, мы лишаем наших детей возможности приобрести культурный и духовный опыт. «В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, – утверждает французский психоаналитик Малек Шебель (Malek Chebel). – Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».

Этапы осознания

Откуда черпать веру в то, что мир устроен справедливо?
Откуда черпать веру в то, что мир устроен справедливо?

«Начиная разговор на метафизические темы, стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту», – советует гештальттерапевт Мария Андреева.

4–5 лет. Ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.

5–7 лет. Его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций, но и непосредственно их вообразить.

7–11 лет. Он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное – отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо».

12–15 лет. Его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.

Знание и защита

Понимание культурных основ различных религий важно для гармоничного и целостного формирования человеческой личности. «Будь вы атеистом, агностиком, православным, иудеем или мусульманином, детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю, – полагает искусствовед Алексей Жуков. – Памятники архитектуры и праздники, отмеченные в календаре, музыка и литература, изобразительное искусство и история – пространство, окружающее современных детей, буквально пропитано религиозными символами. Не давая ребенку ключей к их пониманию, мы обрекаем его не только на эстетическую глухоту, но и на неадекватное восприятие того мира, в котором ему предстоит жить».

Однако необходимость освоить общие для всех людей культурные коды – не единственное основание для того, чтобы познакомить своего ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. «Ребенок остро чувствует неизвестность будущего, неохватность Вселенной и собственную беззащитность перед ее могущественными силами. Именно поэтому мистические идеи очень близки детям, – считает гештальттерапевт Мария Андреева. – Они отвечают их внутренней потребности почувствовать себя под опекой мудрой и надежной силы. И, даже если сами вы не заведете с сыном или дочерью разговора о «потустороннем», они будут фантазировать о нем, мечтать или бояться».

Передавая ребенку свои взгляды, в том числе и атеистические, мы говорим с ним о смысле жизни.

Подобный интерес не означает, что ребенку не хватает родительской защиты в повседневной жизни (хотя и это возможно), – скорее всего, он просто начинает осознавать, что в мире существуют силы, не подвластные даже его отцу или матери, и пытается заручиться еще более надежным покровительством. «Возможно, пятилетний малыш не сможет запомнить всех деталей, – продолжает Мария Андреева, – но саму идею существования Бога воспринять для него проще, чем кажется взрослым, – она базируется на понятной ему сейчас потребности в безопасности – одной из главных, присущих любому живому существу. Беседуя с детьми на подобные темы, мы позволяем им почувствовать себя более уверенно и надежно».