Дети в мире домашних животных

Некоторые родители уверены, что от домашних животных – одни проблемы: кормить, убирать, выводить гулять. Нешуточная ответственность! А еще аллергия на шерсть может возникнуть или микробы-бактерии в доме поселятся… Но наука утверждает: для нормального развития ребенку просто необходимы домашние питомцы.

Ольга Арнольд, кандидат психологических наук, ведущий психолог-консультант Института развития личности

Нехитрая статистика

Данные разных исследователей говорят о том, что домашние животные играют огромную роль в воспитании детей. Так, подростки, растущие там, где есть четвероногие питомцы, как правило, воспринимают обстановку в семье как благоприятную. В то время как подавляющее большинство тех, у кого животных нет, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животными значительно ниже, дети гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. А дети, у которых есть собака, легче переживают развод родителей.

Американские исследователи изучали предпосылки развития наркомании у подростков. Основными причинами, приводящими к беде, оказались холодная атмосфера в семье и отсутствие заботы – о младших сестренках и братишках или о четвероногих питомцах.

Еще более важны отношения с животными, будь то собака, кошка, морская свинка или хомячок, для детей, по разным причинам оставшихся сиротами. Очень часто воспитанники детских домов считают самым близким себе существом четвероногое воздание, которое для них иногда значит больше, чем друзья, учителя, воспитатели или родственники.

Дисциплина и ответственность

Во многих семьях, где есть собака, она служит ребенку товарищем в играх. Но заботы о ней чаще всего целиком и полностью лежат на плечах родителей. Почему? Обычный ответ: у детей еще нет чувства ответственности, и вверять их попечению живое существо опасно и неразумно. Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют?

Между тем забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать. Я часто встречаю в нашем дворе четырнадцатилетнюю школьницу Таню с далматинкой Элси. Ее Тане подарили около года назад. Это была награда за хорошую учебу. Таня долго готовилась к тому, что у нее появится собака, о которой она мечтала всю сознательную жизнь, приучила себя вставать в шесть часов утра, чтобы гулять с собакой, и теперь каждый день по часу гуляет со своей Элси утром и вечером. При этом она успевает сделать гораздо больше дел, чем раньше, до появления собаки. Кроме школы, девочка еще занимается на компьютерных курсах и курсах быстрого чтения.

Лет в 12–13 подростку можно полностью доверить собаку. До этого возраста детям надо активно помогать и, главное, контролировать – ребенок есть ребенок, он может просто забыть погулять, да и физически прогулки с собакой по нескольку раз в день могут быть тяжелыми для него. Кстати, это не означает, что подростку в этом совсем помогать не следует. Родители Тани, например, в конце августа, перед началом занятий в школе, дали ей отоспаться – утреннюю прогулку взял на себя папа.

А вот полностью заботиться о хомячке или морской свинке ребенок может самостоятельно уже в 6–7 лет.

Четвероногие воспитатели чувств

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и, как правило, связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая точно так же зависит от него, как он от родителей.

Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, то это происходит потому, что они еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. И нужно им это объяснять. Когда ребенок чересчур агрессивно обращается с животными, хорошо воспитанные четвероногие сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не кусают, ведь для высших млекопитающих любой детеныш – табу, трогать его нельзя. Крайне редко собаки не любят детей, и обычно они предупреждают заранее, чтобы к ним не приближались (кстати, все знакомые мне таксы детей не слишком привечают). Но когда в доме живут малыши, то домашние питомцы их просто обожают и чаще всего с удовольствием участвуют во всех совместных играх и развлечениях, иногда весьма бурных.

А уж преданность животных просто потрясает. Характерно поведение кошки Ю-ю, увековеченной А. И. Куприным: когда ее «дружок и мучитель» Коля заболел, то она дежурила днем и ночью под его дверью и оставила свой пост только тогда, когда каким-то своим сверхъестественным чутьем поняла, что кризис миновал и в состоянии мальчика наступил перелом к лучшему.

Поднимаем самооценку

Щенок или котенок для ребенка – непременный участник его игр. Вообще игры как для детей, так и для детенышей высших животных – очень важная часть процесса развития. Домашние питомцы как партнеры в играх, особенно подвижных, развивающих, на мой взгляд, просто незаменимы. При этом создается впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных животных, которым уже не до игр – возраст не тот.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками – разговаривают, поверяют свои тайны. Котик или песик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда выслушивает и понимает! А в отличие от сверстников – никогда не сплетничает и не ябедничает. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку – заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий «младший брат» выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах. Впрочем, не только в своих. Вспомним известный фильм «Бетховен» – когда девочку повсюду сопровождает огромный сенбернар, она поднимается сразу на несколько ступенек вверх в подростковой иерархии, на нее начинают обращать внимание мальчики.

Любви много не бывает

Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Любовь ведь не просто слова и отношения, она должна обязательно выражаться и в ласке, и в прикосновениях. Ребенок нормально развивается только в тесном физическом контакте с матерью. Человек, лишенный этого в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – он будет опасаться любых контактов, как физических, так и эмоциональных. Ласковое, теплое, пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит человека безо всяких условий и безо всяких заслуг с его стороны, может оказаться просто спасением.

Маленькие дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – их теплое тело как будто напоминает им маму. Многие подростки, наоборот, любят маленьких собачек и других зверьков – это уже смутно начинает пробуждаться родительский инстинкт.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой. И, конечно, как и для взрослых, домашние любимцы для детей – мощный источник положительных эмоций и сильнейший инструмент для снятия стресса. Причем для того, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, не обязательно заводить непременно кошку или собаку – достаточно хомячка или пушистой морской свинки.