Эксперт

Как научиться экономить: уроки выживания в кризис

Основные правила семейного бюджета от Никиты Непряхина:

  1. «Чтобы добиться результата, нужно выполнить главную задачу – собраться всей семьей, взять чистый лист бумаги и на общем совете четко решить, каковы первоочередные цели и приоритеты. Это действия мы уже называем планированием и приоритизацией. Существуют разные технологии постановок целей. Одна из таких главных условно американских технологий – мысли на перспективу, с элементами амбициозности. Последняя при наличии важной цели всегда порождает мотив. К сожалению, зачастую у людей нет видения дальнейшего, они не привыкли планировать. Да, они могут эффективно это делать на работе. Но в домашнем кругу на них находит какое-то недопонимание. Они не могут уяснить для себя, что семья – фактически такой же бизнес-проект, в котором есть свои расходы, поступления, форс-мажоры. И нужно все планировать. Когда есть какие-то цели и приоритеты, то начинаешь ясно понимать, что нужно сделать в ближайшем месяце, квартале, году. Уже появляется видение того, как и на что тратить эти деньги. Потом наступает очередь «шага номер два»: зафиксировать все свои поступления, который приходят в семейный бюджет. Конечно, поначалу можно столкнуться со сложностями планирования. Однако существует простой вспомогательный метод: нужно просто понять, на что мы тратим деньги».
  2. «Совет, который лейтмотивом проходит в первом и втором сезонах будет тот же самый: записывайте все свои траты. Это самая трудная часть, на которой многие герои срывались. Во втором сезоне у нас будут семьи, которые, к сожалению, не пройдут в финал и не получат итогового приза. Для съемочной группы это неприятное событие было своего рода шоком. Кажется, что мы все делали правильно. И вдруг в конце последней недели появляются неучтенные дополнительные траты. Объясню, как проходят съемки. Накануне финальной встречи мы проводим ревизию, я забираю тетрадь о доходах и расходах. Затем сообща внимательно смотрим ее с редакторами. И когда что-то не сходится, а не сходится, к примеру, на одну тысячу рублей, то мне говорят: «Да, ладно, одна тысяча рублей!» Я отвечаю: «А какой у вас бюджет?» Мне отвечают: «Тридцать тысяч». Ну, извините, это одна тридцатая!»

3. «Повторюсь, после того как произошла приоритизация своих целей, важно зафиксировать все-все свои траты. Это вроде бы совет примитивный, но как только вы сядете и увидите, на что у вас уходят деньги – происходит внезапное озарение. Ведь там столько ненужных дополнительных трат, что становится даже страшно!»

4. «Наша российская ментальность сильно отличается от американской, которую в нашей стране так не любят. Хотя, к примеру, нам есть чему у них поучиться. Каждый американец соблюдает традицию, которая прививается с детства. Он всю сознательную жизнь должен откладывать деньги, дабы иметь некий неприкосновенный запас. Кстати, во втором сезоне «Кризисного менеджера» мы будем акцентировать на этом наибольшее внимание. И поставим условие: откладывать от своих поступлений как минимум десять процентов какого-то неприкосновенного запаса. В данном случае появится гарантия, что при сложной жизненной ситуации, когда основные члены семьи потеряли работу, появится своего рода финансовая подушка безопасности. Надо признать, что в реальной жизни мы ничего не откладываем на черный день. После выпуска программы ко мне приходят десятки писем от зрителей. И почти в каждом вопрос: «Как откладывать, если у меня зарплата пять тысяч рублей?» Значит, по сто рублей откладывайте хотя бы, но это должна быть привычка!»

Смотрите программу «Кризисный менеджер» в 12:30 по будням на «Домашнем»

Как сэкономить в кризис: 10 модных вещей за копейки
Подробнее