Казенный ребенок: страхи и надежды

Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим. Но в условиях семьи, понимающей его проблемы и потребности, такой ребенок быстро догоняет сверстников.

За заборами домов ребенка, детских домов и интернатов, благополучных и совсем неблагополучных, каждый день просыпаются около четверти миллиона человечков. И каждый из них ждет родителей - и те, кто их помнит, и те, кто их не видел ни разу. Но повезет далеко не всем. Для справки: в стране около пяти миллионов бесплодных пар, то есть на каждого брошенного ребенка приходится по двадцать потенциальных мам и пап только из той категории населения, которая, по крайней мере, не может не задумываться о таком выходе из положения. А ведь есть вполне благополучные в вопросах деторождения семьи, которые могли бы взять второго или третьего ребенка.

Многие не решаются взять в семью детдомовского ребенка из страха, что он «с дефектом» - физическим или психическим. Один из источников такого убеждения - давняя практика убеждать родителей отказаться от ребенка, если он родился даже с самыми незначительными для остального просвещенного мира физическими дефектами (например, с заячьей губой), не говоря уже о более серьезных патологиях.

Вне семьи – здоровые или больные?

Будет правильнее сказать – «специфические». Специфика развития детей в домах ребенка, детских домах и интернатах не определяется по критерию "норма и патология".

Исследования, проводимые во многих странах мира, а в последнее время и у нас в стране, говорят о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты личности - характера, поведения, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие.

Ниже собраны результаты исследований и наблюдений как зарубежных, так и российских специалистов. И каждое исследование заканчивалось парадоксальным, на взгляд обывателя, выводом: "Усыновителям следует помнить, что влияние этих повреждающих факторов не является неустранимым. В условиях хорошей гармоничной семьи, ясно понимающей детские проблемы и потребности, ребенок из детского учреждения быстро догоняет в физическом, интеллектуальном и личностном развитии своих сверстников".