Любить детей: за что-то или просто так

Сегодня большой популярностью пользуются книги, посвященные воспитанию детей. Многие из них пропагандируют идею так называемой «условной» родительской любви. Эти книги учат пользоваться любовью как инструментом для воспитания малыша. С эффективностью и гуманностью такого подхода некоторые психологи готовы поспорить.

Ребенок должен заслужить любовь – это основной смысл «условного» подхода к воспитанию.
Ребенок должен заслужить любовь – это основной смысл «условного» подхода к воспитанию.

Больше пятидесяти лет назад американский психолог Карл Роджерс предположил, что просто любить детей недостаточно. По его мнению, их нужно любить безусловно – за то, что они есть, а не за то, что они делают. Однако, огромное количество сегодняшних пособий по воспитанию внушают родителям мысль о необходимости рационального использования любви. Об этом явлении размышляет Элфи Кон, американский писатель, автор книги «Безусловная любовь родителей».

За что ты меня любишь?

Например, в книге «Семья на первом месте» Фил Макгрю говорит о том, что детские нужды должны удовлетворяться в зависимости от обстоятельств, и награда должна следовать только тогда, когда ребенок ведет себя так, как родитель того желает. Он добавляет, что для ребенка самой действенной валютой является одобрение родителя.

Эту мысль поддерживает Джо Фрост (Jo Frost), автор книги «Суперняня», которая так же пишет о том, что любовь, внимание и доброта – это лучшая награда для ребенка, и уточняет, что их стоит придержать, когда чадо ведет себя плохо. После же того, как малыш извинится, прекрасные чувства можно вернуть на место.

Практика подобного рода приучает ребенка к мысли, что его любят только тогда, когда он совершает поступки, которые родители одобряют. Он должен заслужить любовь – это основной смысл «условного» подхода к воспитанию, в котором похвала становится методом контроля.

Практика подобного рода приучает ребенка к мысли, что его любят только тогда, когда он совершает поступки, которые родители одобряют.