Как подготовить ребенка к школе

Наш колумнист рассуждает накануне 1 сентября: почему учителя перекладывают свою работу на родителей?

Москва. 1972 год. Я иду в первый класс. Школа считается очень хорошей, даже элитной, но никаких предварительных экзаменов я не сдавала. Зато на первом уроке нам выдали по листочку и попросили что-нибудь нарисовать, что-нибудь написать, если можем, и предъявить миру цифры, которые знаем. Я нарисовала домик, написала печатными буквами свое имя и явила цифры от одного до десяти. Этот листочек был нужен учительнице, чтобы понять уровень подготовки. Только для себя. Потом мы начали с букваря и палочек. Кстати, умели писать и читать человек десять из тридцати.

Москва. 2007 год. Моя дочь идет в первый класс. Обычная районная школа. В апреле экзамены. Прочитать отрывок текста на скорость и объяснить его смысл. Посчитать до пятидесяти и обратно. Наизусть прошпарить стихотворение. Потом самое сложное – логический тест. Собрать из кусочков фигуру по силуэту. Логические тесты дитя любило, поэтому собрало. Экзаменатор дает еще и еще. Я начинаю нервничать, потому что сама уже не понимаю, как это делается, а дщерь моя складывает и складывает. На последней, совсем уже безумной конфигурации, запнулась, задумалась, но через минуту выдала. Я говорю: «Это что, для первого класса?» Женщина безмятежно: «Нет, для десятого. Но мне хотелось проверить – соберет или нет? Молодец – собрала!»

Итог – все конечно же умели бойко читать, складывать и вычитать, некоторые неплохо писали письменными буквами. Начали с букваря и палочек. Привыкнув, что учиться легко и просто, некоторые во втором классе сильно сдали. Тем более что там пошли уравнения, которые мы, помнится, изучали в пятом.

Москва. 2014 год. В моем присутствии беседуют две родительницы малолетних парнишек. Оба, между прочим, в памперсах.

– Вы какой иностранный язык изучаете? – спрашивает одна другую.

– Никакой пока, вот думаем. Нам два с половиной еще.

У собеседницы круглые от ужаса глаза: «Вы с ума сошли! Надо раньше начинать, пока мозги еще гибкие и ребенок имеет шанс ухватить новый язык или два! Вы и ранние методики чтения не применяете?»

Надо сказать, что малыш еще русский как следует не «ухватил», немного говорит, больше пальцем показывает, что вполне в рамках возрастной нормы.

Я уже не помню точно, когда начались эти «тараканьи бега» сначала за школой, а потом и в школе. Но точно знаю, что при поступлении в языковую школу средней руки обязательно спрашивают, есть ли репетитор по языку: «Без репетитора вы у нас не сможете учиться». Позвольте, а школа тогда зачем? Если есть деньги, не проще ли сразу приставить тьюторов по предметам и получить аттестат? И в чем тогда смысл специальных школ с повышенным (как они сами говорят) уровнем образования, если этот уровень обеспечивают родители?

Кстати, это повальная мода. К примеру, парой фраз объяснить на уроке математики новую тему, а потом задать на дом десять задач. Точно понимая, что ребенок сам не справится. Или прямо написать в дневнике (в моем опыте такое было): «Выполнить задание вместе с родителями». Наверное, мои родители в обморок бы упали, если их пристегнули к учебному процессу, а я ничего… Вечером, поминая хорошими словами систему образования и конкретную учительницу, порылась в Интернете и справилась. Поставьте мне «пять» и выдайте почетную грамоту.

Теоретически образование берет на себя государственная система, а практически половину нагрузки она уже переложила на плечи родителей. Не стесняется погонять и покрикивать, почему уроки не сделаны как положено. И куклы в одежде народов мира сделаны с недостаточным мастерством. Вы думаете – шучу? Нет, в одной школе третьеклассникам велено было сделать куклы в нарядах. Для выставки. Чтобы, значит, школа покрасовалась. И как, скажите, третьеклассник, хоть девочка, хоть мальчик, сочинит правдоподобный костюмчик бурятки?

То, что деньги на всякие нужды приходится платить, никто не жалуется – привыкли. Почти во всех школах семью анкетируют с завуалированными вопросами относительно дохода и напрямую спрашивают: «Чем можете помочь школе?» Очень хочется ответить: «Костыли подержать».

Учебники – отдельная статья. Очень часто они сделаны без всякой логики, с дурацкими заданиями, над которыми ломают голову три профессора, да так и не могут понять, что требуется. Стиль примерно как в старом анекдоте: «Летят два крокодила: один красный, другой зеленый. Где моя шапка?» Это в начальной школе, в средней, когда предметы становятся серьезней, хоть волком вой. Хорошо, что есть социальные сети, где попадаются разные кандидаты наук, или в классе родитель с профильным образованием. Он делает, а потом весь класс списывает у одного счастливчика.

Школьная система переживает не лучшие времена, и если педагоги так надеются, что родители сначала приведут к ним глубоко образованного ребенка, а потом одиннадцать лет будут плясать с бубном, систему придется менять совместными усилиями. Иногда через «не хочу». Конечно, это удобно, когда родители школу не тревожат и преодолевают все препятствия за свои нервы и деньги. Только вот кому удобно? И что делать, если, не дай бог, у них возможностей нет или самих родителей нет? У нас то и дело публично признаются в любви к «нашему будущему», не пора ли уже конкретно эту любовь выразить?