Павлиньи хвосты современного человека

Эволюционная психология пришла к выводу: чувство юмора, щедрость и богатый словарный запас нужны только для того, чтобы продать себя подороже представителям противоположного пола.

Половой отбор

Эволюционная психология – довольно молодое направление в науке. Она изучает особенности нашей психики с точки зрения того, какую пользу они приносят для эволюции человека как биологического вида. В частности, эволюционная психология активно использует теорию полового отбора. Согласно ей, многие качества и особенности человеческой психики могли возникнуть потому, что они обладают ценностью для потенциального партнера (например, доброта не позволит принести партнеру вред, а интеллект позволит разрешать семейные трудности и лучше понимать друг друга), либо потому, что позволяют этого партнера привлечь.

К последним качествам эволюционные психологи чаще всего относят чувство юмора, щедрость и богатый словарный запас. Как ни странно, именно эти качества оказываются гораздо более важными тогда, когда нужно привлечь потенциального партнера, чем тогда, когда важно его удержать, чтобы жить вместе долго и счастливо. Иначе говоря, все эти прекрасные человеческие качества, делающие честь любому их носителю, по сути, играют роль павлиньего хвоста.

Павлиний хвост №1: чувство юмора.

Природа юмора в психологии исследована мало. Считается, что смешным человек считает неожиданную смену контекста, смысла ситуации. Например, в анекдоте, где Порфирий Петрович стыдит Раскольникова за, то, что он убил старуху-процентщицу, хотя взять с нее, по сути, было нечего, а тот отвечает: «Пять старушек – рупь», мы не ожидаем от него такого ответа, поэтому он кажется нам смешным (если вам не смешно, представьте себе любой другой анекдот, который вам нравится, и попробуйте найти смену контекста в нем). В реальной жизни в такой ситуации Раскольников должен был бы начать раскаиваться или развивать идею «тварь я дрожащая, или право имею», и именно этого мы от него и ждем. А его ответ переводит ситуацию в иную плоскость, плоскость наживы и меркантильности, которая в нашем культурном сознании с Раскольниковым никак не вяжется.

Идея о том, что чувство юмора развилось у людей под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта, была сформулирована и теоретически обоснована в 2000 году эволюционным психологом Джеффри Миллером в получившей широкую известность книге «The mating mind». Несмотря на то, что интеллект изучается психологами уже очень давно, никаких данных о связи его с чувством юмора до сих пор получено не было (хотя казалось бы, идея эта очевидна и лежит на поверхности). Он провел эксперимент, в котором, во-первых, просил участников продемонстрировать различные аспекты чувства юмора (нарисовать карикатуру, рассказать анекдот, и т.п.), а также измерял их интеллект и личностные качества. Связи между тем, насколько смешно выполнял задания испытуемый, и его чертами характера обнаружено не было. Зато связь между чувством юмора и интеллектом была. Также удалось установить, что, в среднем, мужчины шутят смешнее, чем женщины, хотя разница и невелика.

С точки зрения теории полового отбора, все логично: мужчина таким образом привлекает женщину, показывая, что он умен, а значит – способен решать проблемы, которые возникнут в их совместной жизни. А поскольку в человеческом обществе выбирают оба, интеллект и чувство юмора, как его показатель, важны и для женщин.

Павлиний хвост №2: щедрость.

Другой американский ученый, Дэниел Круджер, исследовал еще один, гораздо более громоздкий и обременительный «павлиний хвост», которым половой отбор наградил мужчин. Речь идет о расточительстве, то есть о склонности тратить больше ресурсов (например, денег), чем это необходимо и оправдано с экономической точки зрения. Теоретическая основа идеи о «показной щедрости» как средстве привлечения самок вполне очевидна: женщине важно знать, сможет ли потенциальный партнер прокормить ее и их будущее потомство. Поэтому мужчина заинтересован в том, чтобы как можно убедительнее продемонстрировать самке свою доброту и щедрость.

Круджер провел опрос, в котором спрашивал, во-первых, о финансовом положении респондентов, наличии у них накоплений, и наоборот, долгов и кредитов, а во-вторых – о количестве их сексуальных партнеров за последние 5 лет и планах на следующую пятилетку. Результаты наглядно показали, что расточительность у мужчин тесно связана с их сексуальными успехами и притязаниями. У женщин же ничего подобного обнаружено не было. Надо ли напоминать, что наука в данном вопросе очень сильно отстала от практики: достаточно вспомнить, что реклама уже давно и очень активно эксплуатирует эти особенности человеческой психики, которые только сейчас начинают всерьез изучаться психологами. Ясно, почему в рекламных целях эффективнее использовать красивых женщин, чем мужчин. И, конечно, очень полезно знать, на каких инстинктах спекулируют торговцы, впаривая нам дорогие и, мягко говоря, не очень нужные товары.

Павлиний хвост №3: словарный запас.

Почти все известные науке языки содержат гораздо больше слов, чем это необходимо для полноценного общения. Например, подсчитано, что англоговорящему человеку достаточно 2000 слов, чтобы выразить любую мысль (именно столько слов используется в английских толковых словарях для объяснения всех слов языка). Специальные исследования показали, что для полноценного понимания художественной литературы нужно знать 9000 слов, а для поддержания практически любой беседы достаточно 6000–7000 слов. Между тем среднестатистический образованный англичанин свободно владеет 20 000 слов, и совсем не редки люди со словарным запасом в 100 000 и более слов. А вот Эллочка-людоедка вызывает всеобщее порицание. Почему?

Один из возможных ответов на этот вопрос дает эволюционная психология. «Лишние» лингвистические способности появились как средство демонстрации своей приспособленности к окружающему миру. Богатый словарный запас напрямую связан с высоким уровнем интеллекта, а о том, что значит интеллект мужчины в глазах женщины, мы уже написали выше. Но, естественно, ученые не смогли оставить этот факт без проверки. И выяснили, что мужчины резко «умнеют» (начинают использовать больше слов, чем делают это обычно)… при виде красивой женщины. Естественно, строгим и единственным доказательством того, что в основе всей мировой литературы лежит поиск сексуального партнера, этот эксперимент считать нельзя. Однако он показывает эволюционную составляющую мировой культуры, без которой наше представление о себе было бы неполным.