Выпускной класс: алгоритм выживания

Последний школьный год – серьезное испытание для подростков. У них еще и трудный возраст не прожит: гормональные всплески, желание отстаивать свою независимость, страх перед будущим, перепады настроения. Они еще не очень-то и понимают, кто они такие, чего хотят в жизни.

А перед ними стоит сложнейшая проблема: найти свое место в большом мире, совершить выбор, от которого во многом зависит будущее. И так мало опыта, мудрости, сил. Это как раз то время, когда родителям следует максимально поддержать своего ребенка, помочь ему выстроить такую стратегию действий на ближайшие девять месяцев, чтобы и желанные цели оказались достигнуты, и запасы здоровья, как морального, так и физического, не истощились.

Шкала ценностей

За год очень много важных событий произойдет в жизни вашего ребенка. Любовь, дружба, победы, предательство, обиды, ссоры, примирения… Окончание школы, поступление в вуз – лишь часть жизни. Это важно понимать и родителям, и ребенку. Тогда меньше будет взаимных претензий, больше спокойствия в семье.

На первом месте – здоровье. Затем личная жизнь. В 17–18 лет она очень интенсивна, и это нормально. Время, проведенное с друзьями, в разговорах по телефону, в чате – это не безделье. Каждому человеку, особенно несовершеннолетнему, иногда полезно забыть обо всех делах и обязанностях и от души «оторваться»– в спортзале, на стадионе, на дискотеке, с друзьями на природе. Если вы тоже дружите с ребенком, возьмите за правило хоть раз в месяц, в четверть устраивать семейный выезд на дачу, на шашлыки, в ближайший парк. Работа должна чередоваться с праздниками. И чем напряженнее работа, тем веселее отдых.

На первом месте – здоровье. Затем личная жизнь. В 17–18 лет она очень интенсивна, и это нормально. Время, проведенное с друзьями, в разговорах по телефону, в чате – это не безделье.

Далее увлечения. Музыка, спорт, история, ролевые игры – что угодно. Последний школьный год – вовсе не повод забывать об удовольствиях. Хобби – отличная профилактика стресса, источник сил и вдохновения, уверенности в себе.

И наконец, школа. Хорошо, если это подмога на пути к цели и там – знающие умные педагоги, дружный класс. Увы, бывает, что школа не помогает, а мешает ребенку учиться в этот последний год. Каждый преподаватель что-то требует, химик, физик, историк, литератор… Конечно, аттестат нужен. Но стоит хотя бы дома снизить требования. Чуть меньше внимания оценкам, пусть даже по профильным предметам. Требования школьного учителя не всегда совпадают с тем, чего хочет вуз. Иногда, как ни непедагогично это звучит, можно пропустить день-два.

Есть ли у вас план?

Какая же работа без него? Запаситесь различными программами – школьными, вузовскими, а также вариантами тестов, экзаменационных заданий. Прикиньте объем работ. Посоветовавшись с педагогами, обозначьте трудные и легкие разделы. Поделите все, что предстоит выучить, на количество недель, выкинув заранее нерабочие дни и каникулы. Оставьте последние дни перед экзаменами на повторение.

Составьте вместе с ребенком множество планов: на год, на месяц, на ближайшую неделю. Напишите и развесьте их по квартире, время от времени вносите коррективы, торжественно уничтожайте (или отправляйте на почетное хранение) выполненные планы. А если произошел сбой – не трагедия.

Посоветуйте подростку не садиться за стол с размытой целью «немного позаниматься» или «заняться повторением». Лучше ставить перед собой четкую задачу: «дочитать до конца главы». И поощрять себя ежедневно за ее выполнение.

Поделитесь с ребенком собственным опытом подготовки к экзаменам. Покажите, как подчеркивания в учебнике, пометки на полях, собственноручно составленные схемы, таблицы помогают запомнить и структурировать материал. Научите составлять шпаргалки. Не обязательно пользоваться ими на экзаменах. Пока ученик будет выписывать самое существенное, искать точные формулировки, он все и так запомнит.

Можно подсказать подростку идею завести дневник. Сначала просто как органайзер: фиксация того, что сделал, планы на завтра. Потом как средство излить душу, снять напряжение. А там, глядишь, ребенок втянется, привыкнет размышлять, обдумывать свою жизнь, описывать ее. Хорошая привычка.

Если вы знаете, жаворонок ваш ребенок или сова, помогите ему спланировать рабочий график с учетом этих особенностей. И не старайтесь приучить полуночника работать на рассвете. Если вы точно не знаете, когда ребенку легче работается, учтите: у большинства людей пики суточных биоритмов приходятся на периоды с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00.

Рабочее место

Каковы бы ни были ваши квартирные условия, даже если всю жизнь ребенок учил уроки на кухне, хотя бы в последний школьный год оборудуйте ему уединенное рабочее место. Вряд ли получится устроить целый кабинет. Но стол с полочкой, где стоят только нужные книги, а не все учебники за курс средней школы, – это реально. Лучше поставить стол где-нибудь в углу, чтобы ребенок чувствовал себя в некоторой изоляции, когда работает.

Учащийся подросток охотно отвлекается, поэтому помогите ему убрать со стола лишние предметы. В комнате должен быть свежий воздух. И прохладный. На жаре мозги не работают. По линии взгляда хорошо бы повесить картину, постер в зеленых, желтых, голубых, фиолетовых тонах – эти цвета успокаивают и повышают эффективность занятий. Аромалампа с запахом цитрусовых тоже будет кстати – он бодрит и благотворно влияет на память. Во время занятий полезно включать спокойную фоновую музыку, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки.